Смекни!
smekni.com

Диалоги нравственности Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Б Васильева Вам (стр. 2 из 4)

Баба Лера с улыбкой рассказывает об одном эпизоде из их совместной жизни: "Крики, топот, свист, лошадиный храп и разудалая ругань ворвались в широкую улицу и потекли по ней, гоня перед собой обезумевших от ужаса сечевиков к центру. К церкви. А я в это время стояла в церкви, в простенке, на коленях, и в лоб мне упирался наган Алексея". Мы глядели друг другу в глаза, слушали как петлюровцы бревном высаживают дверь. И я отчетливо представляла себе, что живу последние мгновения" (17). По ее мнению здесь было проявлено "высшее милосердие" Алексея. Дважды раненый Вологдов не смог бы защитить жену от рассвирепевших петлюровцев, поэтому он приготовился убить ее. Этот поступок требует огромного Напряжения воли, настоящей любви. Не случайно баба Лера гордится поступком мужа: "Я любила мужчину" (не слюнтяя, "размазню", "слабака" и проч.).

Да, Алексей рисковал, отправляя Лерочку в лагерь к анархистам но, во-первых, такой шаг был необходим для Дела, а во-вторых, он умел рассчитать собственные силы был великолепным военным специалистом и надежным другом.

Вологдов не мог быть жестоким потому, что всегда заботился о Лерочке и оберегал ее от лишних тревог и волнений. Например, он не рассказал жене, как довелось ему пережить казнь своего друга и брата Леры, хотя после свершившегося он в 23 года стал совершенно седым.

Если позволяет время, то этот эпизод зачитывают акцентируя внимание на таких моментах, как "необычная процедура расстрела", исполнение песни на стихи Пушкина, поведение Алексея после услышанного им единственного выстрела. Вопросы могут быть сформулированы так:

- "Почему не Кирилл, которому Алексей отдает последний патрон, а полковник увидел во внешнем проявлении жестокости комдива "высшее милосердие"?

- Почему семнадцать офицеров царской армии последней своей песней выбрали "Сижу за решеткой в темнице сырой"?

- Почему автор столь подробно описывает поведение Алексея, невольного участника казни офицеров?

Из милосердия Алексей не раскрыл Лере всей правды о ее матери. Подвергая себя опасности, он устраивает свидание матери с дочерью. Из милосердия муж и мать сумели изъясниться таким образом, что смысл происходящего разговора стал понятен героине спустя много лет. В процессе анализа этого эпизода подчеркнем художественную деталь, определяющую драматизм сцены: Надежда Ивановна вдруг стала рассказывать сон о гибели Кирилла, и в нем все до деталей совпало с действительностью:" ...и будто он, мертвый, читает стихи Пушкина. Помнишь: "Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный..." Звон клинка и шпор слились в один, совсем несеребряный звон: Алексей вскочил, привычно щелкнул каблуками: Надежда Ивановна, разрешите ненадолго покинуть вас". (88). Эти эпизоды из романа убеждают нас не в жестокости, а в подлинной человечности Алексея.

Автор называет Вологдова человеком с неразмываемым характером: "Такие кремешки наживают себе больше врагов, чем друзей но даже враги понимают, что на них можно положиться. А неспокойное время подтачивает устои не только государств и классов, но и каждой личности, и свою твердость приходится доказывать ежечасно. Это было необходимым условием жизни, ибо в дни тяжких потрясений люди тянутся к сильным натурам... Бывший поручик понимал это и никогда не давал спуску ни себе, ни кому бы то ни было иному..." (18). Казалось бы, у Вологдова блестящее будущее. Но...

Мужа Калерии Викентьевны, героя гражданской войны, кавалера трех орденов Красного Знамени, командующего Особым военным округом судили заочно и торопливо, приговорили к расстрелу. "Сорокалетний командарм, обвиненный в предательстве, не испугался, не растерялся, даже не удивился: он негодовал. Он обвинил суд и судей в искажении линии партии и потребовал немедленного созыва партийного съезда, не для собственного спасения, а для спасения ИДЕИ. которая для него была дороже жизни..." (20).

С этого момента идея Алексея стала собственностью Лерочки. "Они были настоящими большевиками, - сказала Вологдова о таких, как муж, - и если мы их любим, мы обязаны быть такими же, настоящими!" (20). Так была произнесена клятва, которой Калерия Викентьевна осталась верна всю жизнь. Идеалы удивительной молодости остались навсегда идеалами, делая бабу Леру удивительно молодой: "Я из твоего ребра, Алеша. Верить, какие бы сомнения не грызли тебя, не раскисать! Ни у кого никогда ничего не просить, искать в себе самой силы и верить! Верить (20). Она не отступила от своей веры все 18 лет.

КАКИЕ ИСПЫТАНИЯ ВЫПАЛИ НА ДОЛЮ КАЛЕРИИ ВИКЕНТЬЕВНЫ?

Судьба щедро мотала ее по колымским, озерлагским, долинским лагерям и по работам; она прошла "общие нары", "лесоповал"; в никуда канули ее дети, но ничто не сломило хрупкую маленькую женщину. На нее смотрели, как на ненормальную, ее ругали, проклинали, ее били, а она - верила!

Калерия Викентьевна не любила говорить о пьянстве, воровстве, хамстве, никогда не смаковала неприятностей, "она страдала не столько от них, сколько от того. что они вообще существуют:" ...нашему государству всего пять десятков лет. И потом, извините, но историю надо воспринимать полифонически, учитывая при этом, что она у нас впервые за существование человечества приобрела смысл. Представляете, сотни тысяч лет люди жили, ...как стадо животных... А мы поставили цель, идеал, к которому все должны стремиться. Разве это не прекрасно? Разве великая цель не требует великих страданий? Осмысленные страдания делают людей чище" (21).

Как видим, пережитое не озлобило бабу Леру, а сделало ее терпимее к недостаткам других, внимательнее к заблудшим.

ПОЧЕМУ БАБА ЛЕРА ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ СВОИХ ТАК НЕОБХОДИМА ЛЮДЯМ?

В Доме, где жида Калерия Викентьевна, ни одна дверь не запиралась. Здесь с открытой душой принимали редких туристов и топографов, рыбаков и охотников, собирателей фольклора и странствующих художников. Баба Лера жила с открытой душой, неудержимо тянулась к людям, "молодела в их присутствии и готова была отшагать добрых пятнадцать верст, чтобы только ощутить себя нужной", выступая с воспоминаниями на пионерском сборе или на собрании рабочего коллектива. Ее слушали, затаив дыхание.

Баба Лера имела прекрасное образование, была знакома со многими историческими личностями и деятелями искусств, героями гражданской войны и щедро делилась своими впечатлениями от общения с ними. Слушатели бабы Леры открывали новое для себя о Горьком и Достоевском, Гегеле и Екатерине П. Каляеве и Савинкове. Перовской и Варейкисе, Тухачевском и Коонен, о прошлом их собственной страны, которое для Калерии Викентьевны "было вечным настоящим и единственно настоящим" (56). Она щедро делилась с людьми своей Идеей, своей Верой и была счастлива, если удавалось наставить на путь истинный еще одного сомневающегося. Так случилось с Владиславом : "Она и вправду сотворила с ним нечто подобное духовному возрождению: разрушила стереотипы, по которым живут районные руководители. Для них ведь в основном пишутся инструкции и спускаются приказы, что давно уже превратило их в исполнителей воли свыше, в надсмотрщиков добывая да пробивая. А баба Лера сумела оживить задремавшую было натуру, отвадить ее от бездумного цитирования приучить к книгам, к разным мнениям и сом-невиям, к собственным мыслям, наконец. И сейчас, слушая горячащегося собеседника, испытывала огромную радость: она раздула искру еще в одной тлеющей душе" (52-53).

Сила влияния бабы Леры на людей проявляется в том. что она, впитав лучшие черты великих современников, которыми, гордится нация, была колоритной личностью, являла собой образец русского интеллигента.

КАКИЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ МЫ ВИДИМ В ГЕРОИНЕ?

Баба Лера всегда подчеркнуто аккуратна внешне, "говорила закругленными книжными фразами, но так, что собеседник никогда не замечал резонерства", слово "реабилитация" звучало для нее больше печально, чем радостно7. Потомственная русская интеллигентка торопилась успеть. не щадила себя, выступала, вела обширную переписку и к ней шли весомые посылки с книгами, журналами, фотокопиями документов.

Она не умела хитрить, не любила недоговоренностей..., природная деликатность удерживала ее от грубостей, но когда девочки говорили о ее молодости как о дурости, отвечала им: "...молодость тратят все: одни - чтобы не считаться дураками, другие - чтобы не остаться в дураках " 50).

Само понятие "интеллигенция" для бабы Леры понятие не социальное, а нравственное; "Не вид труда определяет интеллигенцию, не социальное ее положение, а запас нравственности, духовности, как говаривали в старину... под словом "интеллигент", мне кажется, следует понимать не способ заработка, а количество духовности выше обычного. Интеллигентность - качественный скачок духовности человека. Главное - ощущение своей личности, осознания своего "я", ясное представление об историческом базисе это-го "я" и спокойное внутреннее ощущение своих прав и обязанностей..." (63).

С позиций интеллигента Калерия Викентьевна рассматривает, например, слова М. Горького "Хозяин тот, кто трудится". Для доказательства сути понятий "лакей" и "хозяин" она использует "Философию истории" Гегеля. Условно разделив человеческое бытие на четыре пункта, она анализирует каждый и делает вывод; "Люди делятся на хозяев и лакеев ни по социальному положению, ни по богатству, ни по образованию или происхождению, а только по отношению их к жизни, по осознанию ими своего места в ней. А отсюда - прямой мостик к знаменитой русской интеллигенции: да, интеллигенция декабристов и народовольцев. Пушкина и Герцена, Лаврова и Кропоткина была истинной хозяйкой жизни, ибо воспитывалась в предпосылке личной ответственности за судьбы родины. Личной, а не коллективной" (64).

Эту личную ответственность за судьбу родины и унаследовала отважная дочь царского сановника, жена героя гражданской войны, вдова врага народа, "вечно юная большевичка Революции и солнечная женщина безулыбчатого XX столетия" (12). Этим она сильна как личность.