Диалоги нравственности. Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Б. Васильева «Вам привет от бабы Леры»
Литвинова В.И.
Абаканский государственный педагогический институт
Абакан, 1989
Нравственность - форма общественного сознания, ...получает идейное обоснование в виде идеалов добра, зла, долга, справедливости...
Советский энциклопедический словарь.
Писатели всех веков и всех народов были озабочены падением нравов своих граждан и предлагали одно лекарство - самосовершенствование. Литература не только лечила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к "братьям меньшим", закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Русские писатели проповедовали нравственность самой борьбы за человеческое в человеке, а В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой стали совестью нации, по выражению Д. С. Лихачева, их ученики "сверяли свои поступки, как по этическому камертону".
Эпоха извращения нравственности испортила нас, привила нам тягу к осуждению, сделала из нас послушных исполнителей, забывших о своем "я". Сегодня безнравственно уходить в свой мирок когда требуются руки для перестройки возведенного, безнравственно не замечать слабого и голодного, безнравственно рваться вперед, ни в чем не сомневаясь. Быть терпимее, милосерднее, щедрее учит не только пресса или телевизионная "Воскресная нравственная проповедь", но и школа.
Глеб Успенский более ста лет назад размышлял над вопросом, почему деревенские старики были недовольны земской школой и вздыхали по прошлому, когда отставной солдат обучал детей грамоте по Псалтырю. Долгие наблюдения над процессом обучения подсказали ему ответ: новая школа подсказывала пути заработать деньги но не ставила задачу вырастить милосердных, добрых и справедливых людей. С глубочайшей признательностью писал Г. Успенский об интеллигентах, учивших наших предков заповедям человеколюбия.
И сегодня эта проблема осталась актуальной. Председатель правления Советского детского фонда имени В. И. Ленина писатель Альберт Лиханов утверждает что сейчас вся система воспитания направлена на то, чтобы сделать всех одинаковыми по принципу "не высовываться". Ведущие равнодушие и безинициативность - это результат нынешнего воспитания. Современная школа учит множеству предметов, но не учит нравственности. Одну из причин этого явления академик В. А. Легасов видел в разрыве культурной традиции: довоенное поколение инженеров училось у тех, кто знал духовность Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, а нынешнее мыслит технократическими категориями. Понятия терпимости, сострадания, бескорыстия, верности в любви и дружбе, достоинства, чести, совести, долга - все. что зовется нравственностью, - заменяются подчас "эмоциями", не заслуживающими внимания профессионала.
А между тем Царскосельский лицей времен А. С. Пушкина ставил перед собой задачу развить дарование каждой отдельной личности. На первом месте учебного плана поэтому стояли дисциплины гуманитарного и нравственного циклов. Не удивительно, что из стен лицея вышла яркая плеяда талантов. В наших же учебных заведениях штудируются дисциплины, которые нужны для работы с машинами. Не в этом ли причина дефицита интеллекта и совести в нашем обществе?
За разрешением этого вопроса обратимся к специалистам. Майя Ганина считает, что оздоровить народную жизнь можно, вернув народу ясный идеал: "Пока для многих эталон общественной значимости - личное богатство, возможность пользоваться благами, недоступными другим, а не ум, порядочность и невозможность совершения низких поступков, все будет идти, как шло..."1. А. Лиханов в своем интервью упоминает инженера, чьи знания и способности остались невостребованными. Этот специалист говорит о своих коллегах: "Дайте им идею - они горы свернут"2. Ю. Давыдов доказывает, что "наука сама по себе не может сделать человека лучше: она может лишь снабдить его все более мощными орудиями власти и разрушения, не гарантируя от использования этих орудий в самых ужасающих целях. Вот почему, подчеркивает он, ныне как никогда. выросла проблема нравственности людям надо дать подлинное знание о том немногом, без чего невозможно жить3. Академик Н. Н. Моисеев осмысливая пути развития воспитания и образования, акцентирует важность идеи в становлении мировоззрения человека4.
Итак, наука доказывает что на всех переломных этапах нашей истории именно великая идея вдохновляла народ на высокие подвиги. И огромная ответственность в воспитание идейной убежденности высокой нравственности ложится на плечи учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла. Учитель литературы использует для этих целей уроки внеклассного чтения.
В последнее время у нас появилось много произведений. поднявших важные вопросы духовности: это и "Плаха" Ч. Айтматова "Жизнь и судьба" и "Все течет" В. Гроссмана, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Зубр", Д. Гранина, "Стройбат" С. Каледина. Эти и подобные им произведения помогают учителю сеять разумное, доброе, вечное.
Вашему вниманию предлагается материал для изучения на уроке внеклассного чтения романа Б. Васильева "Вам привет от бабы Леры ("Нева", 1988, N 12).
Автор тактично и аргументированно предлагает решение многих проблем нравственности, морали истории. Главными героями романа Б. Васильева являются "герои своего времени": баба Лера, олицетворяющая судьбу русской интеллигенции в момент тяжелых испытаний; баба Аниша - представляющая историю перерождения крестьянства и Грешник, являющий собой соглядатая происходящего.
Рамки данной статьи не позволяют вести обстоятельный разговор о всех трех персонажах произведения, поэтому мы ограничимся анализом важнейших в идейном и композиционном плане образов.
* * *
В начале УРОКА-БЕСЕДЫ сообщаем биографическую справку писателя, напомнив широко известные произведения Б. Васильева по книгам и экранизации. Далее приступаем к работе над текстом.
Выполнение ЗАДАЧИ - раскрыть ученикам нравственные ценности человека - учителю помогут качественно продуманные, четко сформулированные и логично составленные вопросы.
ПОЧЕМУ РОМАН НАЗЫВАЕТСЯ "ВАМ ПРИВЕТ ОТ БАБЫ ЛЕРЫ"?
Произведение имеет форму воспоминаний рассказчика по блокнотным записям и запомнившимся разговорам о потерянном навсегда человеке. Существует множество способов научиться познать Добро и Зло, и есть замечательные люди, оберегающие других от ошибок и боли. Таким Другом для автора была баба Лера, но понял он это только тогда, когда ее не стало, "когда так ощутимо обеднел не только мой. личный, но и наш общий мир. Обеднел духовно, обеднел совестью, той. общей совестью, которая одна на всех, но разлита в мире неравномерно, а сконцентрирована в некоторых особо одаренных натурах, способных брать на себя тяжкое бремя быть центром кристаллизации этой всеобщей совести"5.
Б. Васильеву дорога героиня еще и потому, что ее история превращения в бабу Леру расписана по ключевым датам нашего столетия; родилась в 1890 году. пяти лет от роду проснулась от стрельбы на Пресне, в десять лет рыдала. узнав о смерти Л. Н. Толстого, в пятнадцать провожала первую свою любовь на германскую войну, в семнадцать вместе с мужем шагнула в революцию, двадцатилетней шла по дорогам гражданской войны. Вот почему автор предупреждает читателя: "Я по осколкам собирал мозаику, ее давно ушедших лет, потому что мне казалось, будто портрет бабы Леры, лишенный исторического фона, будет неполным" (37).
Наконец, с этих строк начинается роман, для автора они всегда звучали в телефонной трубке "как пароль странного братства незнакомых людей" (6). Называя этими строками свой роман. Б. Васильев, возможно, доверял "пароль братства" читателю, приглашая к большому и серьезному разговору.
МОЖЕМ ЛИ МЫ СОСТАВИТЬ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ?
Автор не представляет нам полной портретной характеристики, для него не это важно. Однако, собрав разбросанные по всему тексту небольшие штрихи, мы узнаем, что Калерия Викентьевна имела глубоко запавшие, воспаленные от неуемного чтения глаза, "синие до сей поры", была маленькой и худенькой и "к старости стала еще меньше, еще суше, еще задумчивее. Ходила, правда, легко, но мы понимаем, сколь тяжело дается ей эта упрямая легкость. Худые до прозрачности руки ее дрожали... Безостановочно дергалась седая голова, и я могу себе только представить, сколько труда и стараний ежедневно требовала от бабы Леры подчеркнутая аккуратность прически, из которой ни когда не смел высунуться ни один седой волос... случалось, начинала шаркать ногами и только старческая спина ее. вынесшая неимоверную по тяжести жизнь, оставалась несгибаемо прямой, будто Калерия Викентьевна Вологдова и до сей поры гордо несла невидимое нам знамя" (85).
КТО БЫЛ ИДЕЙНЫМ НАСТАВНИКОМ ЛЕРОЧКИ?
Истоки рождения сложного характера бабы Леры в семье. Мать, Надежда Ивановна Олексина, получила прогрессивное образование и нашла свое призвание в репортерской работе. Оказавшись в 1896 году на Ходынском поле, уцелела чудом и навсегда лишилась "ясности натуры". Отец, Викентий Корнелиевич Вологдов, любил мать с первого ее бала, и, несмотря на случившееся. женился на ней. обеспечив любимой спокойствие, определенность и достаток.
Автор утверждает, что Лерочка унаследовала характер Олексиных, в котором "универсальным средством решения жизненных коллизий оказался порыв и романтическое начало. перевешивающее все практическое" (86).
Идейную закалку, прошедшую самые страшные испытания, Лерочка получила от щеголеватого потомственного интеллигента Алексея Вологдова. Из текста мы знаем, что Алексей даже в самых тяжелых походах не давал Лерочке поблажки, были моменты, когда он рисковал жизнью и честью своей жены. всегда отличался дисциплинированностью и требовательностью к себе и к людям, МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЕГО ЖЕСТОКИМ?