Смекни!
smekni.com

Исскуство красноречия (стр. 2 из 2)

Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

В сложном плане также выделяют вступление, главную часть и заключение.

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи.

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед выступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей- вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление от речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала.

Задача оратора – умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Основным недостатком в композиции публичного выступления является нарушение логической последовательности в изложении материала. Также к недостаткам композиции относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

К недостаткам композиции относится шаблонное, трафаретное построение речи.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Следует помнить, что интересные, захватывающие речи – это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи.

Работа над планом, композицией речи – творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они хорошо продуманы, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего.

5. Логические и интонационно – мелодические закономерности речи.

Чаще всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатком логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе. Восприятие на слух устной речи происходит постепенно, по мере произнесения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего чёткости логического построения не только каждой фразы, но и всего высказывания в целом.

Говорящий чаще всего прекрасно ощущает внутреннюю логическую структуру содержания своей темы, но не всегда умеет верно оценить воспроизведение этой логики средствами живого слова., не слышит себя со стороны и не замечает логических сдвигов, происходящих в звучащей речи. В результате звучащий слышит фразу не так, как её намерен произнести адресант, а так как он произнёс её на самом деле.

Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт и интонационно – мелодический рисунок знаков препинания

Устная речь требует чёткой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не только слов, а смысловые блоки, куски, называемые речевыми тактами.

Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу. Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причём центром речевого такта становится слово, несущее на себе логическое ударение.

Паузы, отделяющие речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.

Перед выступлением следует разметить речевые такты, расставить логические ударения и отделить их логическими паузами, а затем соотнести их между собой по смысловой значимости, т.е. выстроить так называемую логическую перспективу речи. Она поможет воспринять речь в целостном смысловом единстве, в динамики, развитии, облегчит восприятие каждого смыслового куска во взаимосвязи со всеми остальными, позволит осознать основную линию мысли, направляемую к единой цели рассуждения.

Построение логической перспективы не завершает работу над текстом. Она не гарантирует говорящего от ошибок в звуковом воплощении логики мысли. Следующим этапом тренировки должно стать построение художественной перспективы звучащей речи, заключающейся в умении сознательно распределить голосовые и речевые средства позволяющие скоординировать силу и значимость логических акцентов.

Техника такой перспективы основывается на правильном использовании интонации.

Интонация – это сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр. Что же собой представляют слагаемые интонации?

Звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Следует подчеркнуть, что звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и интонации – единый артикуляционно-акустический процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить покупать его определённые товары, продукты и т. п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество. Но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Традиционное риторическое учение состояло из пяти частей. В учении о нахождении рассказывалось о содержательной разработке текста. Учение о расположении разрабатывало вопросы композиции воздействующего текста. Учение о выражении – центральная часть риторического учения, здесь давалось представление о таких качествах речи, как правильность, ясность, чёткость, точность, уместность. Одновременно вырабатывались навыки художественной обработки речевого материала, обращалось внимание на форму и приёмы подачи содержания. Эта часть риторики включала в себя раздел о тропах и фигурах. Учение о запоминании имело целью развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Учение о произнесении разрабатывало теорию звучащей речи. Именно сам акт произнесения воспринимался как действие оратора, требующее определённого результата.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естествен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще.

Список использованной литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2003.

2. Русский язык и культура речи. Под редакцией профессора В.И. Максимова – М.: 2004.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1998.

4. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

5. Введенская Л.А. Павлова А.Г. Культура и искусство речи. Ростов н /Д.:1996.