И проникало в тишину Моей души, уже безумной, И залила мою весну Волною черной и бесшумной.(Я медленно сходил с ума…) |
Или о тяжелом, гнетущем душу чувстве: Надо мной небосвод уже низок Черный сон тяготеет в груди.(Разгораются тайные знаки…) |
В “Стихах о Прекрасной Даме” “черный” используется больше для обозначения цвета окружающих предметов, природных объектов (ворон, небо, ночь, скала и т.д.), которые символизируют мир во мраке, мир без Госпожи. Поэтому в этом цикле черный цвет не доминирует, а находится в равновесии с цветами Прекрасной Незнакомки. Господствующим “черный” становится в циклах “Страшный мир”, “Фаина”.
ЛСГ с доминантой “серый”
ЦО этой группы употребляются как в прямом значении (серые лужи, серые камни, серое небо, серый дым, серая ограда, серые избы, серые стены), так и в переносном (серый ветер, седой туман, серые сферы, седое утро).
Когда над рябью рек свинцовой В сырой и серой высоте...(Осенняя любовь) |
Серый цвет - символ тоски, безысходности и душевной опустошенности. У Блока он является атрибутом “железно-серого города” с “серыми оградами”, “серыми лужами”, “сизыми окнами” (цикл “Город”). “Серо-каменное тело” города располагается под “серым небом”, в “дымно-сизом тумане”.
ЛСГ с доминантой “зеленый”
Зеленый цвет не характерен для поэзии А.Блока и встречается нечасто. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты: зеленый клен, зеленая травка, зеленая поляна.
В атмосферу зеленого цвета – спокойную, затягивающую – мы попадаем, читая поэму “Ночная фиалка. Сон”:
Сквозь лилово-зеленые сумерки В сон, и в дрему, и в лень… |
Сочетание эпитета “зеленый” с существительным “звезда” достаточно нетрадиционно и в стихотворениях Блока создает атмосферу волшебства, яркости:
И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну.(Свирель запела на мосту…) |
Зеленой звездою С востока блесну.(Мой милый, будь смелым…) |
ЛСГ с доминантой “желтый”
Эпитет “желтый” не характерен для поэтики Блока. Вот что отмечала критик и подруга А.Блока Е.Ф.Книпович, говоря о его цветовом восприятии: “Желтый он ощущал мучительно, но не глубоко. Желтый цвет для него не играл важной роли в мире искусства” [3, c. 35].
“Желтый” встречается в поэзии Блока в ближайшем цветовом значении (жолтый свет, желтое зарево, желтая нива и т.д.), но только в эмоционально-сниженных контекстах. Обычно “желтый” передает оттенки вечернего неба, солнечного дня или электрического света:
В черных сучьях дерев обнаженных Желтый зимний закат за окном (К эшафоту на казнь осужденных Поведут на закате таком).(Унижение) |
К ЛСГ желтого цвета примыкают прилагательные “ржавый” и “рыжий”. Их употребление в текстах Блока очень специфично: ржавая вода, ржавый воздух, ржавая душа. Нередко поэт называет “рыжими” не только волосы (рыжая ночь твоих кос), но и глаза (рыжий сумрак глаз, рыжи ее глаза от солнца и песка), одежду (грязно-рыжее пальто).
Выводы
1. Все стихотворения А.Блока насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист. Для создания своих символов он постоянно использует цвет, что обусловлено изначально присущими цвету свойствами символа и способностью порождать массу ассоциаций.
2. Выделены наиболее употребительные ЛСГ с доминантами: белый, синий, красный, черный, серый, зеленый, желтый.
3. Каждый цвет - определенный символ у Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Цвет | Традиционный символ | Символ А.Блока |
Белый | Чистота, ясность | Смерть, пустота, изначальность |
Синий | Гармония, покой | Непорочность, первозданность |
Красный | Опасность | Тревога, трагедия |
Черный | Скорбь | Тайна, страх, страдание |
Серый | Тоска | Безысходность |
Зеленый | Весна | Волшебство |
Список литературы
Соловьев Б. Писатель и его подвиг. М., 1968.
Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова “алый” в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. Уфа, 1986.
Книпович Е.Ф. Об А.Блоке. М., 1987.