Смекни!
smekni.com

Жизнь человека - рассказ Леонида Андреева (стр. 3 из 3)

"Лица похожи на маски с непомерно увеличенными или уменьшенными частями: носатые и совсем безносые, глаза дико вытаращенные, почти вылезшие из орбит и сузившиеся до едва видимых щелей и точек; кадыки и крохотные подбородки".[24]

В условных картинах нет живых, реальных людей. Действуют абстрактные фигуры - Человек, его Жена, безликие Гости, Родственники, зловещие старухи.

Все друзья Человека одинаковы:

"Благородные лица, открытые высокие лбы, честные глаза, выступают они гордо, выпячивая грудь. У всех в петлице белые розы".

Так же одинаковы и враги Человека:

"У всех у них коварные, подлые лица, длинные обезьяньи руки Идут они беспокойно прячась друг от друга. В петлицах желтые розы".[25]

Все эти ходячие манекены произносят одинаково бесцветные, утомительно однообразные слова, потерявшие свою первозданную прелесть.

Критика дала отрицательную характеристику драме.

А. М. Горький видел в пьесе мотивы протеста против буржуазных отношений, гневного отрицания затхлого буржуазного бытия, но андреевскую пессимистическую концепцию человека он отрицал самым решительным образом.

"В жизни твоего человека, - писал он автору, - почти нет человеческой жизни, а то, что есть - слишком условно, не реально. Человек поэтому вышел очень незначителен, ниже и слабее, чем он есть в действительности, мало интересен. Вообще ты слишком оголил твоего человека, отдалив его от действительности, и тем лишил его трагизма, плоти, крови, Человек, который так великолепно говорит с Ним, не может жить такой пустой жизнью, как он живет у тебя, - его существование трагичнее, количество драм в его жизни больше".[26]

Крик боли и отчаяния, безысходности и смертной тоски звучал в произведениях Андреева тех лет. Былой призыв: "К звездам" в рассказе "Тьма" (1907 г.) уступает место другому призыву:

" Погасим огни и все полезем в тьму! Зрячие, выколем свои глаза". Это была трагедия большого художника, далекого от революционного пролетариата и потому сбившегося во мраке ночи, наступившей после битв 1905 года.

Заключение

Л. Андреев был фигурой глубоко трагичной, он стремился широко ставить острые социально-философские темы, волновавшие общество. Но на эти больные и острые вопросы он не мог найти верных ответов.

Мыслью о смерти пронизана вся пьеса Андреева "Жизнь Человека". Человек Андреева находится в вечных поисках каких-либо иллюзий, которые оправдали бы его жизнь. Он хочет увидеть то, чего не хватает ему в жизни и без чего кругом так пусто, точно вокруг нет никого. Но иллюзии - только иллюзии. Рушится вера Человека в бессмертие, т.к. не только он сам, но и сын его гибнут.

И вся пьеса пронизана идеей бессмысленности человеческого существования. И хотя Андреев не стоял настоящим, последовательным критиком буржуазного мира, тем не менее своей пьесой он нанес ему немало ран как критик многих его уродств и безобразий.

Список использованной литературы.

1) Андреев Л.Н. Пьесы М. 1959 г.

2) Л.Н. Афонин. "Л.Н. Андреев" , Орел, 1960

3) Бабичева Ю.В. "Драматургия Л. Андреева эпохи первой русской революции" Вологда 1971 г.

4) Бялик Б.А. "Горький - драматург" М. 1962 г.

5) Волков А.А. "Очерки русской литературы конца 19 начала 20 веков" М. 1980

6) Волровский В.В. Литературно-критические статьи М. 1987

7) Горький А.М. Собрание сочинений в 30 томах, т. 28, м. 1954.

8) "Литературное наследство" т 72, м. 1965


[1] Горький А.М. Собр. Соч в 30 т., т. 28, М., 1954, с. 22

[2] там же с. 186

[3] В.В. Воровский, Литературно-критические статьи, М., 1956, стр. 175

[4] Литературное наследство, т.72, стр. 202.

[5] А.В. Луначарский, Собр.Соч. в.8 т., т.1, М., 1963, стр 423.

[6] Литературное наследство т.72, стр. 202.

[7] М. Горький, Собр. Соч. В 18 т., т.18 М., 1963, стр.

[8] К. Чуковский, Из воспоминаний, М., 1959, стр. 270.

[9] Л.Н. Андреев, Пьесы, М., 1959, стр 94.

[10] Там же стр. 76

[11] Там же стр. 78

[12] Там же стр 93

[13] Там же стр, 115

[14] Л. Андреев, Пьесы, М., 1959, стр 138

[15] Там же

[16] Там же стр 93-94

[17] Там же стр 150

[18] Там же стр 94.

[19] Л. Андреев Пьесы, М., 1959, стр 96

[20] А.В. Луначарский Критические этюды, Л., 1925 стр.220

[21] Л.Андреев Пьесы М. 1959 с.139

[22] А.В. Луначарский Критические этюды, Л., 1925 стр.220

[23] В.В.Воровский, литературно-критические статьи М. 1959 стр 302

[24] Л. Андреев Пьесы, М. 1959 стр 143

[25] Л. Андреев Пьесы М. 1959 стр 143

[26] В. Чуваков, Примечания. В кн. : Л. Андреев, Пьесы, М. 1959, стр 564

[a1]