Смекни!
smekni.com

Лингвокультурная специфика концепта герой в текстах лимериков (стр. 6 из 11)

В настоящее время жанр лимерика активно предлагается на сайтах интернета в качестве игровой литературной формы для группового и индивидуального развлечения и оттачивания литературного мастерства и собственного остроумия. На отечественной почве помимо коррекции в связи с особенностями русского языка (более длинные строчки), лимерик имеет тенденцию смешиваться с популярным в России черным юмором. Таким образом, в современных «лабораториях слова» продолжают вестись эксперименты по скрещиванию разновидностей лимириков, имеющих разное историческое и национальное происхождение, и рождению новых синтетических форм юмористической поэзии. [Русский Журнал: url]


1.2.2. Структура и лингвистические особенности лимерика

Традиционно лимерик имеет строгую поэтическую форму и представляет собой пятистишие определенного ритмического рисунка.

Сюжетно лимерик выстроен следующим образом: первая строка повествует о том, кто главный герой и откуда он родом, вторая содержит развернутую характеристику его качеств или поступков, затем идет описание разворачивающихся событий и далее – информация о том, чем все заканчивается.

Одна из наиболее важных особенностей лимерика имеет корни в принадлежности данного прецедентного жанра к народной культуре и заключается в способности отражать и фиксировать в языке «карнавальное мироощущение» действительности (согласно теории карнавализации М.М. Бахтина). Высмеивая своих чудаковатых героев, лимерик одновременно учит тому, как следует себя вести, чтобы не стать объектом насмешки или даже осуждения в реальной жизни. Правило поведения преподносится читателю в «закодированном» виде, что является отражением этнокультурной специфики поведения англичан. Так как выражение нравоучений в прямой императивной форме несвойственно для представителей данной культуры

Тот факт, что лимерик несет определенную дидактическую нагрузку и с помощью юмора доносит до слушателя важную культурную информацию, дает основание полагать, что анализ языкового материала позволяет выявить те ценности и стереотипы поведения, которые провозглашаются в текстах данного прецедентного жанра как доминантные для английской культуры.

Одной из характерных особенностей данного жанра является эффект обманутого ожидания при отсутствии рифмы там, где она легко угадывается. Автор лимерика подводит читателя к ожиданию рифмы, часто неприличного характера, которую однако он не использует.

Пример 1:

There was a young lady from Bude

Who went for a swim in the lake

A man in a punt

Stuck an oar in her ear

And said ‘You can’t swim here, it’s private.’

Пример 2:

There once was an athlete of Venice

Who liked to play matches of tennis

When a ball hit him hard

He went to a ward

Where a doctor did cut off his foot.


Некоторые выделяют особый вид лимериков, называемых анти-лимерики. В них привычная структура лимерика нарушается, вместо пяти строк их может быть как больше так и меньше.

A limerick fan from Australia

Regarded his work as a failure:

His verses were fine

Until the fourth line.

Или:

There was a young man of Arnoux

Whose limericks stopped at line two.

Иногда наличие пяти строк сохранено, но одна из строк деформирована:

There was a young bard from Japan

Whose limericks never would scan.

When asked why this was,

He said ‘It’s because

I always try to get as many words in the last line as I possibly can.’

Классический лимерик строится по схеме ААВВА, то есть рифмуются первая, вторая и пятая строки, и соответственно – третья и четвертая. Преобладает размер анапест, а количество слогов в первой, второй и пятой строках на три слога больше, чем в третьей и четвертой.

Еще одной характерной чертой лимерика является наличие ассемантичных слов.

Ассемантичные элементы в тексте это слова полностью или частично непонятные реципиенту вследствие нарушения связности с текстом, лексико-семантической, структурной (словообразовательной), фонетической или графической составляющих. [Маслова 2001:4]

Степень ассемантичности искусственных текстов (сконструированных автором в исследовательских, учебных, стилистических, магических или иных целях) обычно высокая, случайно созданных «бессмыслиц», «нелепиц» - обычно низкая.

В некоторых лимериках в угоду рифмы слова меняют свою орфографическую форму, порой становясь совершенно непонятными, то есть ассемантичными.

There was a young curate of Salisbury

Whose manners were quite Halisbury-Scalisbury

He wandered round Hamshire

Without any pampshire

Till the Vicar compelled him to Warisbury

Если учесть что, Salisbury известен местным жителям как Sarum, а Hamshire как Hants, получится:

There was a young curate of Sarum

Whose manners were quite harem-scarem (Halisbury-Scalisbury)

He wandered round Hants (Hamshire)

Without any pants (pampshire)

Till the Vicar compelled him to wear’em (Warisbury)

Иногда орфография еще больше искажена, в следующем примере она уже встречается в начале слов для усиления аллитерации:

A bdellium bdiamond of beauty

Was bdisplayed in a shop in Bdjibouti

I bought it, then came

A bdelicate bdame

I’m her suitor now, and she my suitee.

Своеобразная структура и сама идея стихотворения без смысла привлекала и по сей день привлекает литературоведов, писателей и обычных пользователей Интернета, которые сочиняют пятистишья ради забавы.


Выводы

Ключевым термином, который используется как в лингвокультурологии, так и в лингвокогнитологии, является концепт. На основании положения о том, что в сознании человека текст прецедентного жанра формирует лингвокультурный концепт, изучение подобных текстов с привлечением концептологического подхода является целесообразным.

В текстах прецедентного жанра лимерик зафиксированы стереотипные сценарии поведения, свойственные для английского лингвокультурного сообщества. Поскольку доминантной культурной ценностью, «провозглашаемой» лимериком, является «чувство меры» / «умеренность». Именно это качество, с точки зрения Эдварда Лира, выразившего общественное мнение, представляет собой главную культурную ценность, так как помогает индивидууму не выходить за рамки стереотипных норм поведения и, как следствие, идентифицироваться в качестве типичного представителя английского лингвокультурного сообщества.


Глава 2 Исследование лингвокультурных особенностей концепта «герой»

2.1. Личностные характеристики героев лимериков

Выявление национально-культурной специфики текстов прецедентных жанров представляется особенно интересным, так как эти тексты является своего рода «аккумуляторами» культурной информации. Лингвокультурологическое исследование прецедентных жанров позволяет выявить культурные ценности того или иного лингво-культурного сообщества через анализ языковой составляющей.

При анализе творческого наследия Эдварда Лира, а именно 215 лимериков нами было выявлено, что герои его произведений представляют собой комичных чудаков, над которыми автор и смеется и в то же время сочувствует им.

При гендерном анализе нами было установлено, что большинство героев - мужского пола (70%), всего одна четверть – женского (25%), и в 5% герой представлен словом person, без указателей (местоимений) на пол героя.

Нами был также произведен возрастной анализ героев, вследствие чего оказалось, что 82% героев названы «old» – старыми, и всего 18% «young» – молодыми. То есть в общем герой предстает уже сложившейся личностью со сформировавшимся мировоззрением, его трудно перевоспитать, и приходится принимать таким какой он есть. В этом проявляется такая характерная черта британского менталитета как толерантность. Чудачество является неотъемлемой частью действительности для среднего англичанина.

При этом в большинстве случаев встречались словосочетания «old man» и «young lady», то есть Лир создает стереотипы чудаков - это либо старик, либо молодая девушка, которые своими поступками вызывают насмешки окружающих.

Нами представляется, что более полную классификацию лимерикам можно дать при делении произведений по темам. При тщательном тематическом анализе было выявлено несколько часто встречающихся сюжетов, а именно: повседневные заботы, несчастные случаи, абсурдные или гиперболические ситуации, проблемы со здоровьем, забота о семье, противопоставление героя окружающему миру, необычная внешность или употребление пищи. Однако все их можно разделить на две большие группы, и тогда мы получим следующую схему:

Теперь перейдем к более подробному анализу каждой из тем. Тема внешности является одной из наиболее часто встречающихся. Герои лимериков Эдварда Лира не только выглядят смешно, одевают неподобающую одежду, украшают себя предметами совершенно для того не предназначенными (луком, мышами), одевают парики, закрывающие их с головы до ног, но и внешне обладают такими выдающимися чертами как длинный нос, очень маленькая голова величиной с пуговицу, необычные глаза, взглянув в которые все отворачиваются, и т.д.

Лир создает образ комичного героя, прибегая к гиперболизации. Если он описывает парик, то закрывает им всего человека, оставляя на виду только кончик носа и пальцы ног:

There was an old person of Brigg,

Who purchased no end of a wig;

So that only his nose,

And the end of his toes,

Could be seen when he walked about Brigg.

В другом лимерике волосы героини настолько длинные, что они вьются вокруг дерева, и даже достигают моря. Преувеличение длины частей тела делает героиню комичной для остальных жителей Ферла.

There was a young lady of Firle,

Whose hair was addicted to curl;

It curled up a tree,

And all over the sea,

That expansive young lady of Firle.

В другом примере гиперболы у одного старичка борода достигла таких размеров и стала такой густой, что в ней свили гнезда две совы, курица, четыре ласточки и воробей.

There was an old man with a beard,

Who said, ‘It is just as I feared!