В моменте приветствия детей, он как бы даёт нам понять что у него есть свой план событий : «Dear me, this is going to be such an exciting day! I do hope you enjoy it! I'm sure you will! I know you will! »
Слова, выделенные курсивом так и подсказывают читателю о том, что мистер Вонка что-то затеял, и что каждый из детей либо получит урок, либо получит по заслугам.
2.4 Анализ характеристики Вилли Вонки персонажа «Charlie and the chocolate factory» на функциональном уровне.
Стилистика изучает взаимодействие прямых и переносных значений слов при создании художественных образов.
Структурный раздел стилистики, изучающий общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержательному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст
Тропы - лексические изобразительно-выразительные средства, в которых слово или словосочетание употребляется в переносном значении.
В рассказе Вилли Вонки о Умпаландии: « And they were living on green caterpillars, and the caterpillars tasted revolting, and the Oompa-Loompas spent every moment of their days climbing through the treetops looking for other things to mash up with the caterpillars to make them taste better - red beetles, for instance, and eucalyptus leaves, and the bark of the bong-bong tree, all of them beastly, but not quite so beastly as the caterpillars. Poor little Oompa-Loompas! »
используется повтор слова гусеница, дабы подчеркнуть своё отвращение к этим созданиям и дать понять насколько же бедные Умпа-Лумпы.
В моменте, когда герои плывут по шоколадной реке и Виолетта спрашивает мистера Вонку «How can they see where they're going?», мистер Вонка заливается смехом и напевает:
«There's no earthly way of knowing
Which direction they are going!
There's no knowing where they're rowing,
Or which way the river's flowing!
Not a speck of light is showing,
So the danger must be growing,
For the rowers keep on rowing,
And they're certainly not showing
Any signs that they are slowing …»
В этой песенке используется повтор окончаний так называемое единоокончание или эпифора. И эта песенка показывает нам, что Вилли Вонка, часто уходит от прямого ответа, он просто слишком много времени проводит с Умпа-Лумпами, которые по его же словам обожают сочинять песни.
«This is the nerve centre of the whole factory, the heart of the whole business! And it’s beautiful» такое описание даёт Вилли Вонка шоколадному цеху и использует в речи метафору «the nerve centre of the whole factory» и «the heart of the whole business» как бы придавая именно этому цеху самое главное значение.
2.5 Общая характеристика персонажа Willy Wonka .
На протяжении всей сказки, Вилли Вонка предстаёт перед читателями абсолютно неординарным человеком. Его манера разговора, интонации- всё представляется нам немного странным, так как в основном это сплошные восклицания, но вполне объяснимым если задуматься. Ведь понятно что, если человек жил в окружении своих подчинённых, к которым относился очень даже хорошо и знал их лучше, чем кого-либо их привычки, уважал их просьбы: «… they got here safely. They are wonderful workers. They love dancing and singing. They still wear the same kind of clothes they wore in the jungle. They insist upon that. The men, as you can see for yourselves across the river, wear only deerskins. The women wear leaves, and the children wear nothing at all. The women use fresh leaves every day. They like jokes. »
С первого момента герой завораживает своими радостными обращениями к детям, но становится ясно, что всё не с проста, и именно это и захватывает интерес читателя до конца книги.
И как бы он ни старался быть вежливым и казать абсолютно непринуждённым всё же речь Вилли Вонки выдаёт покрывает его оттенком странности. Ведь не отвечает на вопросы прямо, делает акценты на том, что у него в голове. Это придаёт герою задор становится ясно что всё же он не так-то просто каким кажется на первый взгляд.
Вилли Вонка чрезмерно говорливый, но искренне радуется своим гостям. Впрочем, он ненароком может и обидеть человека некстати вырвавшимся словом - он достаточно бесцеремонен. В других случаях, наоборот, он весьма галантен. Человек он, видимо, непоследовательный и легкомысленный. Мистер Вонка не выносит критики в свой адрес - даже справедливой, и очень не любит, когда кто-то тянет время или задаёт вопросы, кажущиеся ему неуместными, что позволяет судить об эгоизме.
Вилли Вонка до безумия влюблён в свою фабрику. Когда один из детей, Август Глуп, помешал процессу изготовления шоколада и попал в отводную трубу, у Вилли Вонки проявилось довольно садистское чувство юмора - впрочем, он тут же уверяет родителей обжоры, что с их сыном не произойдет ничего страшного. Но чем дальше, тем более неясной становится судьба наказанных детей - девочка, превратившаяся в чернику, по словам Вонки, рискует на всю жизнь остаться фиолетовой, а другой девочке, Веруке, даже грозит быть сожженой заживо в печи мусоропровода, которая, «может быть, сегодня не работает». Впрочем, все остаются живы, хотя двоим повезло меньше всего, Виолетте-чернике и Майку Тиви, которого сначала уменьшили, а потом растянули в длину.
III. Заключение.
Вот мы и подошли к заключительной части исследования - подведению итогов.
Речевые характеристики персонажей - это характеристики персонажей с точки зрения их языка. Рассмотреть особенности можно на разных уровнях. Это помогает увидеть особенности самих персонажей, которые создают художественные образы. Помогают сделать образ насыщенным стилистические средства, так как дают образу дополнительные оттенки. Отсюда можно сделать вывод: речевые характеристики персонажей текста - это характеристики образов, которые были созданы автором, это ключи к разгадке смысла произведения, который в детской литературе может быть скрыт самым витиеватым образом.
Роальд Даль создал ярчайшие образы героев, выдумал новые страны (Умпаландия), новые народы (Умпа-Лумпы). Придумал героя (Вилли Вонка), который как дед мороз хороших детей поощряет, плохих наказывает. И этот персонаж является одним из любимых детских героев нашего времени.
Исследуя функциональный уровень произведения, мы выявили, что автор использует такие стилистические средства как повторы такие как лексический повтор, эпифора, а так же в книге можно найти метафоры.
Интересным является также то, что язык автора в книге живой, немного саркастичный и с юмором.
С теоретической стороны ценность данной работы состоит в том, что в работе собраны не только теоретические обоснования некоторых выразительных средств и стилистических приёмов, а также содержатся исторические факты, касающиеся самого автора и его книги, содержится определение понятия и особенностей художественного текста и находится определение речевой характеристики персонажей художественного текста, описанные некоторые особенности детской литературы.
С практической же стороны значимость работы заключается в том, что эта работа является одним из примеров анализа художественного текста, а также в развитии разных видов мышления, которое, происходит во время анализа литературного произведения на разных уровнях.
В завершении нашей исследовательской работы мы можем сделать вывод о наибольшей важности и значении изучения речевой характеристики персонажей для общего понимания темы и идеи художественного произведения.
1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. - 208с.
2. Васильева А.Н. Художественная речь. - М., 1983.
3. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С.288297(http://www.philology.ru/linguistics1/vinogradov-78.htm)
4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста./ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php
5. Роальд Д. Чарли и шоколадная фабрика. М.: Радуга, 1991-180с.
6. Roald Dahl. Charlie and the chocolate factory. UK 2009
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лексика
8. http://www.ruthenia.ru/lotman/papers/sht/3.html
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/
10. http://slovari.yandex.ru/понятие%20художественного%20образа/БСЭ/Художественный%20образ/
11. http://revolutionethics/00151863.html
12. http://lib.rus.ec/a/2212
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чарли_и_шоколадная_фабрика_(книга)
14. http://www.roalddahlmuseum.org/uploads/Charlie%20and%20the%20Chocolate%20fact.pdf
15. http://www.durov.com/study/shpory_po_stilistike-605.doc
Тексты глав, которые помогли при анализе персонажа Willy Wonka.