Смекни!
smekni.com

Пушкин и его творчество (стр. 4 из 4)

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Позже в ''Бахчисарайском фонтане'' он сказал:

…ее очи

Яснее дня,

Темнее ночи.''

М.Н. Волоконская (Раевская) не претендует даже намеком на отведенную ей некоторыми позднейшими биографами роль ''единственной'', ''утаенной'' и т.п. любви Пушкина . Она точно сущность: ''В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел''.

В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. Подлинно любовная лирика индивидуально, лично одухотворенная, возникает у Пушкина тогда, когда она нормально и должна возникнуть – в молодости, в романтической молодости. Романтизм и вывел Пушкина к настоящей любовной лирике. Вся поэзия Пушкина-отрока, Пушкина-юноши – это лирика физической страстности, но не духовной страстности. Но только зрелость позволит Пушкину обрести ''гений чистой красоты'', мадонну:

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты…

''Гений чистой красоты'' в поэзии Пушкина сопровождает пробуждение духа во всей полноте, где ''и божество, и вдохновенье, и жизнь, и любовь''. ''В обстановке михайловской ссылки, – писал Н.Л. Степанов, – в тихом однообразии сельской жизни (''тянулись тихо дни мои''), лишенной бурных впечатлений и страстей, появление А.П. Керн вызвало пробуждение в душе поэта, знаменовало рождение того могучего и возвышающего чувства, которое пробудило и его творческое вдохновение''. Страшно важно, что в тот момент, в трудную минуту, она оказалась рядом, что было живое неподдельное увлечение, что все на нем замкнулось, что оно было искрой, взметнувшей пламя гениального произведения. И все же она была поводом, который помог вызвать образ великого видения в пору душевного пробуждения поэта (вспомним: ''…чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития. Я могу творить'').

Список используемой литературы:

1. Николай Скатов ''Русский гений''. Москва ''Современник'' 1987 г.

2. Ю.М. Лотман ''А.С. Пушкин''. Ленинград ''Просвещение'' 1981 г.

3. С. М. Бонди ''О Пушкине''. Москва ''Художественная литература'' 1983 г.


[1] Его прадед был предводителем одного абиссинского племени.