.
Летом 1972г. мне посчастливилось приобрести трех молодых рыбок рода Асаnthophthalmus, привезенных из Финляндии. Размер рыбок не превышал 5см и по полу их определить было невозможно Сравнивая цвет и рисунок тела моих рыб с описанием видов рода Acanthophthalmus, приведенным в пособиях Г.Фрея (1959) и Г.Штербы (1970), я пришел к выводу, что в моем аквариуме плавают рыбы вида Acanthophthalmus myersi Harry, 1949, относящегося к семейству вьюновых (Cobilidae).
Родина этих рыб - Таиланд. Максимальный размер - до 8см. В целом окраска очень сходна с Acanthophthalmus kuhli kuhli (Cuvier & Valenciennes 1846). Основной цвет розовато-желтый, поперек тела по бокам проходят (10-)11(-14) широких темно-коричневых полос, которые достигают светлого брюха или реже сливаются в сплошное кольцо с полосами противоположной стороны. Полосы всегда окрашены одинаково, внутри них никогда не появляются светлые внутренние зоны.
Своих рыб я поселил в аквариуме емкостью 650х400х300мм. Грунт - мелкозернистый гравий и крупный песок, растения - разнообразные эхинодорусы, освещение - верхнее (две криптоновые лампы по 40вт и одна лампа ЛДЦ-40). Температура воды - 28-30°, жесткость - 10°. Кроме акантофтальмусов в аквариуме плавали пара Rasbora heteromorpha, три Corydoras spec. и пять штук Puntius pentazona.
Первые же наблюдения показали, что акантофтальмусы - сумеречные рыбы. Они избегают ярко освещенных мест, прячутся в корягах, зарослях мелких эхинодорусов. В моем аквариуме они облюбовали мощный куст эхинодоруса. Обвив черешки его листьев, они висели вниз головами, изредка поворачивая ими по сторонам. При выключении света они начинают активно плавать по аквариуму, в основном в зоне переднего, наиболее освещенного рассеянным светом, стекла.
Излюбленный корм - трубочник, мотыля едят менее охотно. Отыскивая зарывшихся в грунт червей, могут почти полностью зарываться в гравий. То же самое делают при сильном испуге (например, прячась от сачка), в нормальных условиях в грунт не зарываются.
К концу года мои акантофтальмусы значительно подросли, достигнув в длину около 10см, и определились по полу. Самец имел чуть более крупные грудные плавники, концы нескольких первых лучей их были окрашены а коричневый цвет. Тело стройное, лентовидное, чуть сжатое с боков по линии, проходящей вдоль тела, ниже позвоночника. Брюхо светлое. Две другие рыбки оказались самками. Грудные плавники у них были чуть меньше, чем у самцов, неокрашенные. Брюшко широкое, через светлые стенки просвечивает множество зеленых икринок, от чего цвет его кажется зеленовато-голубым. В поперечном сечении тело самки имеет форму груши. К концу декабря брюшко одной, более крупной самки значительно увеличилось в pазмe- ре. Все свидетельствовало о том, что рыбы достигли половой зрелости.
В Институте биологии развития АН СССР для получения зрелой икры вьюна инъецируют гонадотропным гормоном хориогонином. Я решил идти по тому же пути. Вечером 31 декабря я проинъецировал пару рыбок - самца и наиболее полную самку. Доза - 500и.е. хориогонина, разведенного в 0.5куб.см. дистиллированной воды. Признаться, я почти не надеялся на естественный нерест, но все же посадил рыб в специально приготовленный аквариум. В качестве нерестовика использовал аквариум из органического стекла (длина - 400, ширина - 300, высота - 300 мм), полностью залитый умягченной и сильно торфленой водой (жесткость 5°, рН 6.5) температурой 28°. Освещение слабое, рассеянное, никакой дополнительной подсветки не было. В качестве нерестового субстрата использовал белую тефлоновую стружку - ею было устлано все дно аквариума.
В литературе имеются довольно противоречивые сообщения о ходе нереста акантофтальмусов. Я хочу поделиться своими наблюдениями.
Первый нерест произошел 1 января 1973г. в 11 час. утра. К этому времени брюшко у самки стало совершенно круглым. Рыбы оживленно плавали по аквариуму. Затем самец, встретившись с самкой, быстро подвел ей под голову широко расправленный грудной плавник. Плотно прижавшись головами друг к другу, рыбы, стремительно, набирая скорость, стали совместно подниматься по широкой восходящей спирали. Кружение продолжалось и у поверхности воды. Через некоторое время рыбы разошлись и опустились на дно. После непродолжительного отдыха все повторилось сначала. Примерно при пятом-шестом совместном подъеме прямо у поверхности воды в центре аквариума была выметана первая порция икры. В виде небольшого зеленого облачка она падала на дно. Рыбы, разойдясь, тут же стали разыскивать выметанные икринки и пожирать их. Нерест продолжался около двух часов. Почти каждое совместное плавание заканчивалось выметом порции икры. В каждой такой порции было от 10 до 60 икринок. Икра очень мелкая, слабоклейкая, изумрудно-зеленого цвета.
После нереста все дно было покрыто икринками. Через полчаса я удалил из аквариума отнерестившихся акантофтальмусов. Самка была еще полной - в брюшной полости ее было очень много остаточной икры. Я постарался отцедить по возможности всю в чашку Петри. Икра отцеживалась очень легко. Брюшко у самки после отцеживания икры спало и было сильно деформировано. Для искусственного оплодотворения этой икры я попытался выдавить немного спермы и у самца. Оплодотворенную икру я поместил в кристаллизатор диаметром 30см в ту же воду, в которой проходил нерест. Впоследствии оказалось, что операция искусственного оплодотворения не удалась и вся икра погибла.
К концу дня основная масса выметанной икры побелела, другая часть, немногочисленная, осталась прозрачной. Для предотвращения загнивания нормально развивающейся икры от погибшей, кеоплодотворенной. я опустил в аквариум мощный распылитель воздуха и в воду налил трипафлавин. Утром следующего дня на дне аквариума уже лежали мелкие бледно-зеленые личинки акантофтальмусов. Тут же из аквариума была удалена вся тефлоновая стружка. Уровень воды я снизил до 10см и сифоном из тонкой резиновой трубки аккуратно выбрал всю покрывшуюся сапролегнией икру. 5 января я дал личинкам первый корм - инфузорию парамецию. В дальнейшем я кормил их инфузорией (три первых дня), желтком куриного яйца, сваренного вкрутую, сухим витаминизированным комбикормом (производства ГДР) и уксусными нематодами (Тurbatrix aceti). Личинки рыб охотно ели и довольно быстро росли. Для подъедания излишков корма в аквариум были запущены моллюски - молодь красной катушки. В недельном возрасте у них потемнели спинки, в трехнедельном - появилась первая полоса на голове, и мальки акантофтальмусов уже могли поедать мелко нарезанный трубочник.
Через две недели после начала нереста я стал постепенно изменять состав воды в аквариуме с мальками, подчищая сифоном со дна отходы и подливая свежую отстоянную воду жесткостью 10°.
В месячном возрасте акантофтальмусы полностью окрасились, достигли в длину 1см и стали достаточно крупны, чтобы можно было их посчитать. К моей радости их оказалось 110 штук.
У молоди акантофтальмусов с самых первых дней наблюдается отрицательный фототаксис (реакция на свет). Личинки в первый же день перехода на активное питание стараются спрятаться в самых темных уголках аквариума, например, под шлангом подачи воздуха к распылителю. Более крупные особи охотно прячутся под черепки от цветочного горшка, специально для этого положенные в аквариум.
После операции отцеживания остаточной икры самка очень быстро оправилась и уже через месяц ее можно было вновь сажать на нерест. Впоследствии эту пару я сажал на нерест пять раз. В качестве нерестовика использовал тот же аквариум, нерестовым субстратом служила тефлоновая стружка.
Опыт 18 мая 1973г. Вода та же, что в первом опыте. Температура 24°. Инъекция в брюшную полость - по 300и.е. хориогонина, разведенного в 0.3куб.см. дистиллированной воды. Нерест вялый. Очень много остаточной икры, отцеживается легко. Результат - 8 мальков.
Опыт 18 августа 1973г. Вода свежая, отстоянная в течение недели. Жесткость 10°, рН 7, температура 27°. Инъекция в брюшную полость - по 100и.е. хориогонина, разведенного в 0.2куб.см. дистиллированной воды. Нерест вялый. Очень много остаточной икры.
Опыт 9 ноября 1973г. Вода старая, мягкая (5°), сильно торфленая, рН 6.5, температура 26°. Инъекция в брюшную полость - по 200и.е. хориогонина, разведенного в 0.2куб.см. дистиллированной воды. Слабый нерестовый гон. Нереста не произошло. Самка текучая. Икра отцеживалась легко.
Опыт 3 января 1974г. Вода свежая, отстоянная в течение недели. Жесткость 12°, рН 7, температура 25°. Инъекция в брюшную полость - по 200и.е. хориогонина, разведенного в 0.2куб.см. дистиллированной воды. Довольно бурный нерест. Очень много остаточной икры, отцеживается легко. Результат 203 малька.
Опыт 23 мая 1974г. Вода мягкая (5°), неторфленая, рН 6.8, температура 28°. Инъекция в брюшную полость - по 200 и.е. хориогонина, разведенного в 0.2куб.см. дистиллированной воды. Очень слабый нерестовый гон. Нереста не произошло. Брюшко у самки до инъекции - нормальной полноты, но не круглое, икра не просвечивалась; после инъекции икра не отцеживалась.
В семимесячном возрасте мальки первого помета достигли в длину 6-7см и стали определяться по полу. В апреле 1974г. я решил провести эксперимент с групповым нерестом молодых акантофтальмусов, для чего отобрал трех полных самок и шесть наиболее крупных самцов. В качестве нерестовика использовал аквариум длиной 650мм, шириной 400мм. высотой 300мм. Нерестовый субстрат - тефлоновая стружка. Вода свежая, отстоянная в течение недели, жесткость 10°, рН 7, температура 27°. Инъекция - по 200и.е. хориогонина, разведенного в 0.2куб.см. дистиллированной воды. Нереста не последовало. Все самки после инъекции оказались текучими, икра отцеживалась легко.
На основании проведенных наблюдений я сделал следующие предварительные выводы:
используя метод хориогониновых инъекций можно стабильно добиваться созревания половых продуктов у акантофтальмусов и их нереста;
для получения успешного нереста достаточна доза инъекции 100 и. е. хоригонина на одну рыбу;
инъекции легче всего проводить в брюшную полость в районе брюшных плавников, вводя иглу вдоль тела рыбы в сторону головы;