Смекни!
smekni.com

Трофеусы в домашнем водоеме (стр. 1 из 2)

Мое первое знакомство с трофеусами произошло в 1979 году. Придя однажды в секцию аквариума Ленинградского зоопарка, я увидел в одном красиво оформленном камнями водоеме несколько подростков Tropheus duboisi. Их черные тела со сверкающими бело-голубыми точками напоминали южное ночное небо, покрытое яркими звездами. Не зря же этого трофеуса назвали звездчатым.

Спустя четыре года эти трофеусы появились и у меня - из Москвы я привез десяток мальков. Переезд до Ленинграда они перенесли хорошо и сразу же начали брать корм - циклопа и мелкую дафнию.

Рыбки росли быстро. Интересно было наблюдать, как ювенильная окраска заменяется взрослой. Сначала наряду с белыми точками появилась белая полоса на боку. Затем точки полностью пропали и начала светлеть голова.

К году мои трофеусы приобрели окраску взрослых рыб. Поперек черного тела проходила белая полоса, ширина ее у разных особей была от 4 до 8 миллиметров. Голова стала шиферно-серой с голубым оттенком, такими же были основания спинного и анального плавников. Окраска строгая, но настолько великолепная, что жалеть о звездчатом рисунке не приходилось. Самец и самка по цвету неразличимы, но у самцов длиннее брюшные плавники и более развит надгубный валик над верхней губой.

Трофеусы неоднократно нерестились, однако мальков я так и не получил. Все рыбы, кроме одной самки, у меня погибли от чрезмерного потребления мотыля.

Года через два я опять решил завести трофеусов. Снова купил в Москве мальков Т.duboisi, а кроме того, благодаря помощи известного ленинградского герпетолога Н.Орлова, получил из Венгрии посылку с пятью подростками Т.moorii. В сопроводительном письме говорилось, что это оранжевая форма, но рыбы имели не оранжевую, а яркую лимонную полосу.

Дорога была долгой: трофеусы сначала самолетом прибыли в Москву, а затем поездом, в том же пакете - в Ленинград. Несмотря на это, состояние рыб было хорошим. После непродолжительной адаптации к нашей воде трофеусы с удовольствием начали поедать циклопа и "TetraFill".

В это время в Москве уже разводили оранжевую форму Т.moorii (ее называют "Bemba"). Через две недели и у моих рыб окраска полосы изменилась, она заметно порыжела, а еще через месяц стала ярко-оранжевой.

К моменту первых нерестов рыбы выглядели так: по черному с кофейным оттенком корпусу проходила красно-оранжевая полоса. Желтый цвет остался лишь на нескольких чешуйках на спине. Самцы были крупнее самок и ярче окрашены.

Помня о первом печальном опыте с Т.duboisi, кормление мотылем я свел до минимума и давал рыбам дафнию, циклопа, коретру, ошпаренные листья салата, одуванчика, лопуха, молодые побеги крапивы, корма фирмы "Tetra". При таком рационе и Т.moorii, и Т.duboisi росли очень хорошо.

В возрасте около года рыбы начали нереститься. На 3-5-й день самки или съедали, или выплевывали икру. Тогда я стал забирать ее у самок. Поступал так же, как с малавийскими цихлидами, - изымал на 3-4-й день. Икринки Т.duboisi оказались белыми, а по икре Т.moorii явно было заметно, что она развивается. Но и эта икра погибла в инкубаторе.

Как правило, для трофеусов я использовал отдельный отсек инкубатора, но один раз вместе с икрой Т.moorii пришлось поместить туда и икру нескольких малавийцев. Икринки в инкубаторе постоянно терлись не только о стенки, но и друг о друга. В итоге я получил первых мальков. С тех пор я решил помещать в один отсек достаточно много икры. Но у каждого вида свой перерыв между метками, и мне поневоле приходилось давать вынашивать потомство самим мамашам.

У самок трофеусов есть одна характерная черта - они продолжают питаться и при инкубировании потомства во рту, причем некоторые из них схватывают корм так же жадно, как до нереста (правда, такие встречались только у Т.duboisi). После двухнедельной инкубации я забирал у самок вполне сформировавшихся личинок, с которыми в дальнейшем проблем почти не было. К двум годам все встало на свои места и с нерестами Т.duboisi.

Вырастив впоследствии мальков от своих производителей, я получил тот же результат: Т.moorii давали потомство к полутора годам, а Т.duboisi созревали только к двум.

Первые два месяца я выращивал мальков практически на одном циклопе. В дальнейшем давал им дафнию, коретру, "TetraMin", "TetraFill", крапиву, немного мотыля; до года в рационе рыб постоянно присутствовал циклоп. Это положительно сказалось на окраске, особенно у Т.moorii. Полоса приобрела ярко-красный цвет. У Т.duboisi на белой полосе в области спины несколько чешуек были желтыми.

А теперь о некоторых особенностях поведения трофеусов.

При содержании десятка и более Т.moorii в одном аквариуме в стае рыб сохраняется относительное равновесие. Между самцами периодически вспыхивают стычки, но бескровные. Доминирующие самцы охраняют свою территорию и никого туда не пускают. На любого нарушителя границ сразу начинается атака, но стоит ему вернуться в стаю, как погоня прекращается.

Исключение составляют самки. При виде подруги самец начинает демонстрировать свои достоинства. Оранжевая полоса вспыхивает еще ярче. Потряхивая всем телом, самец направляется к камню. Если самка не плывет за ним, тут же следует слабый удар или укус, и она возвращается в стаю. В случае готовности к нересту самка опускается к камню.

Икрометание длится не менее часа, но количество икры невелико. Максимально за один нерест я получил от самки 19 мальков, чаще же бывает не более десяти.

И еще одна интересная особенность, которую я отметил у своих Т.moorii "Bemba" (не знаю, наблюдали ли это другие аквариумисты). При естественном освещении доминируют одни самцы, а при включении искусственного света другие, причем это было в нескольких группах, включающих от 4 до 6 одновозрастных самцов.

В аквариуме, где содержится достаточное количество этих трофеусов, необязательно должно быть много камней. Слабая особь может спрятаться и в стае. А доминирующие самцы контролируют только площадку для нереста, в пещерки из камней они практически не заходят.

Т.duboisi ведут себя несколько иначе. Я содержал их группами от 2 до 15 особей. В большой группе они по поведению напоминают Т.moorii "Bemba", но взаимоотношения самцов отличаются большей агрессивностью. При содержании пары T.duboisi в аквариуме с другими цихлидами партнеры хотя и плавают каждый сам по себе, но стараются находиться в поле зрения друг друга. После нереста самец не отходит далеко от самки. Бывали случаи, когда после отбора личинок ей доставалась небольшая трепка. В группе, которая состояла из одного самца и нескольких самок, стычки происходили только между самками. Самец же был явным лидером. Когда в группе находились два самца, они старались занять территорию подальше друг от друга.

Однажды произошел такой случай. В моем аквариуме вместе с Т.duboisi жили Iоdotropheus sprengerae. Забирая личинок у одной из самок Т.duboisi, я обнаружил у нее во рту личинку иодотрофеуса, причем по возрасту она была явно старше других. Как она попала в рот к Т.duboisi, не знаю. Но это произошло лишь однажды. А вот мотыля я не раз вытряхивал изо рта самок вместе с икрой и личинками.

На изменение количественного состава группы трофеусы реагировали по-разному. Если у Т.moorii после не скольких, иногда серьезных стычек в группе в тот же день наступало спокойствие, то у T.duboisi все обстояло куда скандальнее. Иногда после удаления одной двух рыб происходили такие драки, что можно было потерять еще несколько особей. Но бывали случаи когда все проходило безболезненно. При добавлении рыб в группы, как правило, проблем не возникает. И все же я считаю, что лучше вырастить рыб самому, тогда по мере роста трофеусы займут свое место в группе и стычки сведутся к минимуму.

Некоторое время я содержал группу Т.moorii "Kirsch fleck" ("Bulu Point"). По поведению рыбы были и похожи, и не похожи на Т.moorii "Bemba". Отличался и демонстрационный танец самца. И еще одна деталь: по величине самки не уступали самцам (последние выглядели несколько более прогонистыми), окраска была одинаково яркой.

Описанное поведение трофеусов я наблюдал в своих аквариумах. Возможно, в других условиях рыбы ведут себя как-то иначе, но вряд ли различия будут существенными.

Я содержал группы Т.duboisi и Т.moorii по разному: по отдельности, оба вида в одном аквариуме, вместе с малавийскими цихлидами. Однако большой разницы в по ведении не заметил.

У меня в одном водоеме жили по соседству Т.moorii "Bemba" и Т.moorii "Kirschfleck". Первые были крупнее и явно доминировали. И тем не менее самец "Kirschfleck"; нашел себе площадку для нереста.

Ни разу не было, чтобы представители разных групп воспринимали других в качестве половых партнеров. Да же тогда, когда в группе "Bemba" в течение месяца находилась готовая к нересту самка "Kirschfleck", никакого интереса к ней самцы не проявляли. В таком же положении оказалась и самка Т.moorii "Kaiser" ("Ikola"). Правда, самцы "Bemba" неоднократно демонстрировали себя перед ней, но дальше спуска к камню дело не пошло. Самка все время откладывала икру одна. Видимо, мешала разница в нерестовом поведении этих форм.

Т.moorii и Т.duboisi прекрасно уживаются в одном аквариуме. Главное, чтобы было достаточно площадок для нереста.

Как то раз я подсадил Т.duboisi в аквариум к Cyphotilapia frontosa. Но уже через неделю пришлось отказаться от этой затеи, так как цифотиляпии потеряли свои косицы, а трофеусам доставалось слишком много животной пищи. Пожалуй, в моей практике это был единственный случай серьезного нападения трофеусов на других цихлид. Обычно же рыбы соблюдают нейтралитет (за исключением самцов, защищающих свою территорию). По моему, критерием для подбора соседей трофеусам должна быть пищевая совместимость рыб.

Аквариумисты Санкт-Петербурга испытывают некоторые трудности из за мягкой слабокислой невской воды. Известно, что этим рыбам требуется вода средней жесткости с щелочной реакцией. Раньше я и мои друзья пользовались различными рецептами для приготовления воды, необходимой малавийским и таиганьикским цихлидам. Сейчас мы поступаем проще. Отсеки наружных или внутренних фильтров заполняем мраморной или ракушечниковой крошкой, а при замене воды добавляем немного питьевой соды. Рыбы в этих условиях нормально растут и размножаются.