В умеренных широтах наиболее интенсивное питание и, следовательно, быстрый рост рыб приходится на лето или даже осень, в арктических районах - на зиму, что соответственно отражается на ширине колец. У рыб, обитающих в тропических и экваториальных водах, кольца соответствуют периодам засух и тропических ливней.
Широкая и узкая полосы вместе составляют одну годовую зону.
Таким образом, узкие и широкие полосы на чешуе и костях появляются вследствие изменения скорости роста тела. Неправильно называть узкие темные кольца "зимними". Если зимой рыба не питается (карп и др.), то она и не растет и закладки кольца не происходит. Эти кольца соответствуют периодам медленного роста, они могут закладываться весной, осенью и даже летом. В связи с этим на чешуе и костях могут образовываться не только годовые кольца, но и так называемые дополнительные (добавочные), появляющиеся в результате ослабления или прекращения питания в преднерестовый или нерестовый период, перемены кормовых объектов и др.
К добавочным кольцам относится прежде всего первое кольцо на чешуе - мальковое, которое возникает при переходе молоди с питания планктоном на питание бентосом. Это кольцо оказывается внутри первой годовой зоны. У многих рыб, не питающихся во время нереста, этот перерыв в питании отражается на чешуе в виде так называемых "нерестовых" колец (марок), которые обнаруживаются по разрушенному, как/бы размытому краю.
Из-за различия в характере роста рыб до и после наступления половой зрелости у разных возрастных трупп время закладки годовых колец различно. Например, у неполовозрелых особей азовского судака и аральского леща, растущих наиболее быстро, годовые кольца закладываются в начале вегетационного периода - еще весной. После наступления половой зрелости определенная доля пищи расходуется на созревание гонад. Поэтому у рыб старших возрастных групп в начале вегетационного периода, когда интенсивно накапливаются резервные вещества, линейный рост часто не происходит. Через определенный промежуток времени жиронакопление замедляется или приостанавливается. Тогда ускоряется линейный рост и начинает закладываться новое широкое кольцо - это происходит уже во второй половине лета.
Таким образом, для правильного "чтения" чешуи при определении возраста необходимо знать биологию рыб и прежде всего особенности их роста.
Возможность определения возраста по чешуе и костям открыл Левенгук в 1684 году.
Норвежский ученый Э. Леа установил, что длина чешуи сельдей изменяется с возрастом прямо пропорционально длине тела. Для определения длин рыбы за прошедшие годы жизни.
На чешуе рыбы как в книге запечатлеваются основные жизненные этапы рыбы. По чешуе лосося можно определить, сколько лет он прожил в реке, сколько лет в море и т.д.
С возрастом у рыб происходят изменения в молекулярной структуре клеток, в соотношении белков, нуклеиновых кислот, липидов, в количестве и качестве ферментов, в способности образовывать антитела. Это существенно влияет на энергетический и пластический обмен всего организма, поэтому его жизнедеятельность и прежде всего очень важные с хозяйственной точки зрения его приспособительные возможности и продуктивность в разном возрасте неодинаковы.
Общие закономерности возрастной изменчивости рыб очень сильно отражаются и на их воспроизводительной способности;
Во второй половине жизни постепенно снижается плодовитость, я затем, в результате дегенерации гонад, прекращается размножение. Этот процесс сопровождается изменениями качества половых продуктов и свойств получаемого потомства. Поэтому, как и в других отраслях животноводства, в прудовом рыбоводстве большое значение придается возрастному подбору производителей, который определяет формирование качества посадочного материала и затем продуктивные качества товарной рыбы,
Определение возраста и темпа роста рыб позволяет определить перенаселение водоема рыбой или, наоборот, указать на недостаточное использование его кормовых ресурсов, позволяет установить момент наиболее целесообразного и рентабельного вылова, дает возможность распознать период замедления роста и хозяйственную невыгодность дальнейшего выращивания рыб, нередко объясняет причины ежегодных колебаний в подходах промысловых рыб и является важнейшей теоретической предпосылкой при составлении рыбохозяйственных прогнозов.