Смекни!
smekni.com

Биология и экология обыкновенного и гребенчатого тритонов (стр. 2 из 4)

Весну и первую половину лета (всего около 120 суток) тритоны проводят в водоемах — в озерах, старицах, заво­дях, ямах с водой, в осоковых и торфяных болотах, иногда в лужах, как правило, в лесу или у опушек; попадаются также в канавах и прудах. Гребенчатый тритон избегает заг­рязненных водоемов; редок или отсутствует в населенных пунктах и других местах с хозяйственной деятельностью человека. Во второй половине лета тритоны живут на суше в лесу.

В водоемах тритоны активны преимущественно днем, на суше в сумерки и ночью, скрываясь в остальное время под пнями, гнилыми стволами деревьев, в ямах с песком и опав­шими листьями, в густом дерне, иногда даже в кротовых ходах. В этих убежищах обычно и зимуют, иногда вместе с другими видами амфибий. Зиму проводят также под мхом, в корневых пустотах, даже в подвалах и погребах. Хотя зи­муют обычно на суше, но могут зимовать и в непромерзающих до дна водоемах.

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАЗЫ. Из зимовок появляются в марте (Закарпаты;), в апреле-мае (средняя Россия) в период вскрытия водоемов при тем­пературе воздуха 9-10°С и температуре волы 6°С. Через 3-6 суток тритоны перемещаются к водоемам. В отличие от обыкновенного тритона в качестве нерестилищ предпочи­тают более глубокие водоемы (до 0,5-0,7 м). Размножение начинается при температуре воздуха 14°С. Самцы к этому времени уже находятся в брачном наряде с высоким спин­ным гребнем, давшим название виду, и красивой голубой полосой вдоль хвоста. Этот гребень, богатый сосудами, по-видимому, усиливает также газообмен животного. После ритуального ухаживания самка откладывает от 80 до 600 икринок (чаще 150-200). Процесс икрометания занимает от двух недель до двух месяцев. Икринки имеют овальную форму размером 2,0-2,5 х 4,0-4,5 мм (размер яйцеклетки около 1,5 мм) и сверху не пигментированы. Икринки заво­рачиваются в листочки, причем обычно прикрепляются к их нижней стороне (по 1, реже 2-3 штуки); при этом выби­раются более крупные листья, часто лежащие на поверх­ности воды.

Эмбриональное развитие длится около 13-18 суток; ли­чиночное окало 3 месяцев (80-100 суток). Личинки длиной 8,5-12 мм имеют зачатки передних конечностей, плаватель­ную оторочку вокруг хвоста, наружные жабры и балансеры (рис.6 В). Хвост у личинок заметно длиннее тела и заканчивается ни­тью. По бокам туловища обычно 11-12 поперечных бороз­док. Некоторые личинки зимуют, причем в горах и на рав­нине (например, в Карпатах; в Молдавии используя колод­цы). В Германии были обнаружены неотенические личин­ки. Метаморфоз проходит в начале июля — сентябре. Сего­летки достигают в длину 40-80 мм (длина тела 17-45 мм). Выйдя из водоема, они держатся близ него, прячась под ле­жащими предметами (корягами и т.д.). Здесь же они могут и зимовать.

Половозрелость наступает на второй-третий год жизни при общей длине у самцов 85 мм, а у самок 94 мм и более. В неволе живут до 27 лет (Гуржий, 1999).

ПИТАНИЕ. Питается в водоемах несколько более крупными водны­ми беспозвоночными, чем обыкновенный тритон. Среди кормов преобладают моллюски, водяные жуки, личинки насекомых, иногда даже тритоны поедают икру и головас­тиков амфибий. На суше в рацион входят, главным обра­зом, дождевые черви, слизни, а также разнообразные насе­комые (имаго и личинки).

На зимовку уходят в сентябре-октябре при температуре воздуха днем 4-6°С и до ночных заморозков. Зимуют поодиночке и небольшими группами, но иногда массовыми скоп­лениями в несколько десятков и даже около сотни особей (Ананьева, Боркин, Даревский, 1998).

ПОВЕДЕНИЕ. У тритонов замечается способность изменять свою окраску, как у хамелеонов, но только в меньшей степени. Тритоны плохо видят, так что ловля пищи для них составляет большое затруднение. Проворных животных им поймать трудно, и поэтому они часто голодают. Глазер описывает ловлю улиток тритонами. В поисках съедобных растений эти моллюски далеко высовывают свое тело из раковины. Случается, что при этом улитка попадается на глаза голодному тритону, и хотя он очень неуклюж и неповоротлив в своих движениях, но все же успевает захватить ртом еще более неуклюжую улитку, которую затем с большим трудом вытаскивает из раковины. Весьма значительна у тритонов способность воспроизводить утраченные части тела (регенерация). Целая конечность, будучи отрезанной у тритона, снова вырастает. Спаланцани производил очень жестокие опыты над этими животными, отрезая у них ноги, хвост, выкалывая глаза и т.п., и оказалось, что все эти части полностью восстанавливались, даже по нескольку раз. Блюменбах вырезал у тритона 4/5 глаза и убедился, что через 10 месяцев у него образовался новый глаз, отличавшийся от прежнего только меньшей величиной. Что касается хвоста и конечностей, то они восстанавливаются такой же величины, как и прежние. Интересен рассказ Эрбера касательно живучести тритона. Уж съел у него одного тритона и скрылся. Через месяц, передвигая в кухне большой ящик, за ним нашли совершенно высохшего тритона, которого, вероятно, выплюнул уж. Животное было на вид совершенно мертвым, и до такой степени иссохшим, что при первом же неосторожном прикосновении к нему у него отломилась передняя нога, но когда Эрбер положил его на землю и облил водой, то тритон зашевелился. Тогда он посадил его в банку с водой и стал кормить; тритон быстро начал поправляться и уже через несколько дней чувствовал себя совсем благополучно. Оторванная нога вновь стала отрастать и через четыре месяца совершенно восстановилась. Банка, в которой он жил, стояла на окне между рамами; однажды осенью случился сильный мороз, так что вода замерзла, и банка лопнула. Чтобы добыть замерзшего тритона, Эрбер положил лед в кастрюльку, он совершенно забыл о тритоне, и когда вспомнил через несколько времени и взглянул в кастрюльку, то увидел, что тритон снова ожил и делает отчаянные усилия, чтобы выползти из воды, которая уже успела сильно нагреться. Эбрер посадил его в новою банку, и животное благополучно прожило свою жизнь.

МЕРЫ ОХРАНЫ. Охраняется в заповеднике, Волжско-камском государственным заповеднике и государственным памятнике природы. В неволе живут долго (до 36 лет), размножение в лабораторных условиях возможно. Необходима охрана водоёмов, очистка водоемов и прибрежной зоны, воздуха.


1.3. Характеристика вида Обыкновенный тритон — Triturus vulgaris (Linnaeus, 1758), Molge punctata — Двигубский, 1832; Molge lacepedi Двигубский, 1832; Tritoi taeniatus — Кесслер, 1853

ВНЕШНИЙ ВИД. Самый мелкий тритон нашей фауны: максимальная общая длина 89 мм (длина тела 58 мм). Кожа в водоемах гладкая, на суше слабозернистая. Спинной гре­бень у самцов фестончатый, непрерывно (без выемки) пе­реходящий в хвостовой. Хвост у самцов немного короче или равен длине тела, у самок почти равен или немного длиннее. В брачный период на пальцах задних конечностей у самцов отрастают лопасти. Окраска сверху оливково-зеленая или бурая, с темными пятнышками или без них. По бокам головы 3 продольные темные полоски, особенно за­метна проходящая через глаз. Брюхо желтоватое или оран­жевое, с мелкими темными пятнами. Хвост у самцов в брачный период имеет голубую полосу с перламутровым блеском и оранжевую кайму снизу. Небные зубы в виде двух продольных близко расположенных параллельных ря­дов, немного расходящихся сзади (рис.5, 7).

РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Обладает обширным ареалом, простирающимся от Британских островов и Франции на западе до Западной Сибири на востоке (рис.3). На севере ареал ох­ватывает Скандинавию (кроме ее северной части), на юге доходит почти до середины Италии и юга Балкан, а также до самого северо-запада Малой Азии (Турция). На тер­ритории бывшего СССР встречается от Карелии на севере до дельты Дуная на юге. Далее к востоку ареал заметно су­жается, проходя на севере через Вологодскую область, Рес­публику Коми, Пермскую и Тюменскую области, а на юге севернее нижнего течения Днепра и Волги, охватывая среднюю часть Урала и Зауралье, включая самую западную часть Казахстана, и доходя до Кемеровской области и Ал­тайского края. Распространение в Западной Сибири, а так­же на юге и севере ареала изучено недостаточно. Большая изолированная часть ареала расположена на Кавказе, про­ходя через Краснодарский и Ставропольский края, Грузию, север Армении и Азербайджан. Изолированные находки в Средней Азии (Аральское море и озеро Балхаш) не под­тверждаются новыми доказательствами.

Известно 7 подвидов, из них на территории бывшего СССР (и в России) достоверно обитают только 2. Европейско-сибирская часть ареала занята номинативным подвидом, Т. v. vulgaris (Linnaeus, 1758), а кавказская часть — кавказским тритоном, Т. v. lantzi Wolterstorff, 1914.

ПИТАНИЕ. В водоемах кормятся двукрылыми (включая личинок), другими насекомыми, ракообразными, моллюсками и т.д.; на суше, главным образом, жуками, гусеницами бабочек, многоножками, пауками, дождевыми червями и другими животными. Личинки поедают дафний, личинок комаров и других мелких водных беспозвоночных. Сами тритоны становятся добычей самых разных хищников. Ими питаются рыбы, амфибии, рептилии, птицы и некоторые водные бес­позвоночные (личинки).

СХОДНЫЕ ВИДЫ. От всех тритонов отличается наличием темных полосок по бокам головы. Кроме того, от группы Тriton cristatus (тритоны гребенчатый, дунайский и Карелина), а так­же от малоазиатского тритона отличается формой спинного гребня (нет выемки и высоких зубцов); от карпатского тритона пятнистым брюхом, формой тела и наличием гребня.

От пятнистой и кавказской саламандр отличается фор­мой и окраской тела, а от сибирского углозуба — количест­вом пальцев на задних конечностях.

Биология и экология вида. Живет в лесной зоне, как в низинных местах, так и в горах на высоте до 700 м над уровнем моря в Украинских Карпатах и до 2700 м на Кавказе (Ставро­польский край); в Европе до 1350 м. Встречается везде, где есть пригодные для размножения водоемы. Тяготеет к ли­ственным и смешанным, реже хвойным лесам, зарослям кустарников в припойменных зонах рек, к поймам озер не­далеко от леса. Нередок в сельскохозяйственных ландшафтах, населенных пунктах, даже в крупных городах. Избегает больших абсолютно открытых пространств: вересковых пустошей, крупных полей, лугов и т.д. Весной обычен в стоячих или слабо проточных временных и постоянных во­доемах: в мелких озерах, старицах, песчаных карьерах, пру­дах, ручьях, болотах, даже в небольших ямах, лужах и кана­вах вдоль дорог.