Смекни!
smekni.com

Жаргонная и арготическая по происхождению лексика и фразеология в современной периодике (стр. 4 из 17)

"Дедовщина" в среде солдат и матросов срочной службы резко увеличилась из-за того, что сейчас в армии и на военно-морском флоте служат молодые люди с криминальным прошлым, перенимаются уголовные традиции. Показателем этого также являются арготизмы, использующиеся в солдатском и матросском жаргонах, см.: кича - "гауптвахта" (у преступников - "тюрьма"), вассер - "сигнал опасности во время неуставных занятий матросов срочной службы» (у преступников - "сигнал тревоги во время совершения преступления"), дубак - "часовой" (у преступников - "надзиратель, сторож, охранник"), поц, -"солдат от полугода до одного года службы" (у преступников - "дурак"), лыжник - "солдат, самовольно покинувший место службы" (у преступников - "беглец из мест лишения свободы"). Нередко арготизмы в жаргонах связаны с неуставными отно-шениями, см., например, названия солдат: слон - «солдат-новобранец» (в арго - «осве-домитель; заключённый, не знающий тюремных обычаев»), шнурок - «солдат от полугода до одного года службы; офицер от младшего лейтенанта до капитана» (в арго - «подросток, прислуживающий профессиональным преступникам»), фазан - «солдат от одного года до полутора лет службы» (в арго - «подросток»), тихарь - «необщительный солдат; солдат-осведомитель» (в арго - «оперативный сотрудник МВД; доносчик; осведомитель»), чухан - «неопрятный и ленивый солдат» (в арго - «неопрятный, грязный заключённый, вследствие этого унижаемый сокамерниками». Имеются также обозначения офицеров на военно-морском флоте, напр., сундук - «мичман». И таких слов - несть числа. Всё это говорит о криминализации армии и военно-морского флота.

Горько становится от того, что часть молодёжи знает или употребляет арго наркоманов и сбытчиков наркотиков. К примеру, слова: дурила - «гашиш», дура женатая - «сигарета (папироса, самокрутка в смеси с табаком и гашишем)», насос - «шприц», кайф-базар - «притон наркоманов».

Эти и им подобные арготизмы употребляются целенаправленно, нередко в противоправных целях и не являются речевой забавой, игрой, как называют молодёжный жаргон некоторые исследователи. То, что уже шесть миллионов молодых людей в России попробовали или постоянно употребляют наркотики, - реальный факт. Если ваш ребёнок, ученик, воспитанник использует хотя бы некоторые слова из жаргона наркоманов и сбытчиков наркотиков - это тревожный сигнал. Значит, у него появился по меньшей мере интерес к наркотикам и наркоманам, которые усиленно вовлекают в сферу своего влияния всё новые и новые жертвы.

Большое количество жаргонной лексики передаётся через молодёжные музыкальные каналы, наиболее известными из них являются MTV и МУЗ-ТВ. Вроде бы большого вреда и нет, так как ведущие говорят с молодёжью на их языке (он представляет собой смесь молодёжных жаргонизмов с музыкальными жаргонизмами). Однако молодые люди, для которых радио является авторитетом, привыкают к данной лексике и воспринимают её как нормированную, несмотря на то что нередко попадаются грубые, а порой и непристойные словечки.

По мнению нижегородского лингвиста А.В. Селяева, «привнесение в речь журналистов, впрочем, как и в речь политиков, элементов разговорного языка, сленга, жаргона, сниженной лексики направлено на снятие барьера, на создание впечатления «своего парня». При этом регулярность и массовость использования подобного рода лексических единиц в СМИ неизбежно приводят к тому, что изменяется их социальная оценка, постепенно они начинают переходить в разряд нормативных средств»13. Особенно сильно данная трансформация нормы влияет на молодёжь, она первой перенимает арготическую лексику, произнесённую в передачах теле-, радиопрограмм, использованную в газетах.

В погоне за эффектом в нижегородской прессе часто и необдуманно используются арготические лексемы; для экспрессии, воздействия на читателя востребованы слова худшей части российского общества - воровского мира. Сегодня лингвистов волнует проблема: насколько уместно и обдуманно употребление арготизмов в прессе и - шире - в средствах массовой информации, как должна строиться речевая политика14.

Замечательный философ Н.А. Бердяев ещё в двадцатых годах XX в. писал о языковом безобразии в прессе: "Волна хулиганства хлынула в нашу освобождённую печать и залила её. Народился новый слой газетных литераторов, очень-очень левых, радикальных, без всяких идей, без святыни в душе, - дельный продукт мещанской демократии".

Замечено, если до второй половины 80-х годов XX в. у журналистов была мода на иноязычные лексемы (в основном английского происхождения), то сейчас - на блатные слова.

В настоящее время идёт процесс привыкания к использованию тюремных слов в прессе. Если в 60-70-е гг. XX в. употребление хотя бы нескольких блатных слов в газете вызывало среди читателей (особенно среди лингвистов и педагогов) шок, то сейчас они воспринимаются как вполне адаптированные общенародные слова. Вот некоторые из них, ставшие символами, знамением нашего времени и перешедшими уже в нормированный язык, в его разговорную форму: беспреде'л - "высшее беззаконие", заказа'ть - "подготовить заказное убийство", отморо'зок - "преступник, не соблюдающий элементарных воровских правил", разборка - "разбор отношений между враждующими криминальными группировками; разбирательство", кры'ша - "защита от кого-чего-л." и др. См. примеры словоупотребления: "Положить предел беспреде'лу! - из листовки, выпущенной КПРФ перед выборами, "политические разборки" - любимая фраза журналистов (телевидения, радио, газет). Уже прочно вошли в общенародный язык и обросли различными языковыми связями арготизмы "первой волны" "перестройки"- развала СССР (кон. 80 - нач. 90-х гг.) такие слова, как "теневи'к", "цехови'к", "тенева'я" эконо'мика, гря'зные де'ньги (в арго - "деньги, добытые преступным путём"), "отмыва'ние" денег (т.е. их легализация), за буго'р - "заграница", свинти'ть, свали'ть за буго'р - "уехать за границу", забуго'рный -"заграничный" и проч.

Многие блатные слова благодаря частому использованию в средствах массовой информации нейтрализовались и перешли в просторечие, см. примеры: авторитет -"преступник, обладающий большой неформальной властью в криминальном мире", бабки - "деньги", балдеть - "наслаждаться от действия наркотиков", барыга - "коммерсант", братва - "преступный мир; криминальная группировка", бык - "рядовой член преступной группировки", вешать лапшу на уши - "обманывать", вор в законе - "профессиональный преступник, руководящий уголовниками и соблюдающий воровские традиции", завязать - "прекратить что-л. делать", заказуха - "заказное убийство", западло - "унизительно, грешно с точки зрения воровских законов", кабак - "ресторан; кафе", кидала - "мошенник", кинуть - «обмануть», кликуха - "прозвище", круто - "о высшем качестве чего-кого-л.", лимон - "миллион", малина - "притон преступников", мозги пудрить - «обманывать», мочить - "убивать; избивать", наварить - "заработать деньги", наезд - "угроза; шантаж; вымогательство", наехать - "угрожая, заставлять что-л. делать в свою пользу", наколоть - "обмануть", облом - "невезение; лень", перекрыть кислород - "создать невыносимые условия для чьей-либо деятельности", пахан - "главарь воровской шайки; лицо, имеющее авторитет в преступной среде; рецидивист" (в речи политиков - «начальник, руководящее лицо, использующее незаконные, нередко противоправные методы и действия"), права качать - «диктовать свою волю, отстаивать свои интересы», стрелка - «встреча для выяснения отношений между противоборствующими криминальными группировками», сявка - "мелкий преступник" (в речи политиков - "чей-л. прислужник»), уши обмазать - "оклеветать", халява - "дармовщина", чернуха - "ложь; грязное дело". Это лишь незначительный перечень арготических слов, проникший в нашу речь благодаря политикам и средствам массовой информации. Вероятно, какая-то часть этих слов может в недалёком будущем перейти в разговорный литературный язык.

Вот образчик речи Константина Толстошеина, вице-губернатора Приморья: "Мы их подведём под терроризм, это даже не шпанюки, а настоящие негодяи, сам их арестую и сопровожу до тюрьмы, будут сидеть и чирикать, как воробьи!" "Но депутаты (тульские. - Авт.) решили "пойти по резьбе" (выражение одного из слуг народа) " ("Российская газета" от 16.10.99).