Смекни!
smekni.com

Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы XIX века

.

Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – это «энциклопедия русской жизни, в которой отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, через объективное повествование. Сам Пушкин писал, что под романом он подразумевает «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Но Пушкин писал не просто роман, а роман стихотворный. В письме к П. А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Этими словами Пушкин подчеркнул нетрадиционность своего романа. В восьмой главе автор называет свое произведение «свободным». Что же предлагает эта свобода. Прежде всего – это непринужденная беседа автора с читателями. Главная роль в романе принадлежит автору, он является центром лирического повествования.

Произведение изобилует многочисленными лирическими отступлениями. Лирические отступления в первой главе имеют биографическую направленность. В первой главе автор повествует о молодости и упоминает о южной ссылке, в шестой главе автор прощается с молодостью, в восьмой главе рассказывается о лицейских годах, когда «в садах лицея» ему стала «являться Муза». Эти строки ещё раз подчеркивают то, что Пушкин является и героем романа, и его автором, личностью творческой, мыслящей, неординарной.

Одной из важнейших тем лирических отступлений в романе является изображение природы в разное время года. Пушкин сам написал в примечаниях к «Евгению Онегину»: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчленено по календарю». Можно легко восстановит в памяти ход времени. Летом Онегин отправляется в деревню: «Два дня ему казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья…» Скучая и томясь, проводит Онегин осень в деревне. Зимой собираются гости на именины Татьяны. Зима - весёлое время года, торжественное и нарядное: «опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета», «весёлый мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег». Весной, когда: «гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга», Ларины отправляются на «ярмарку невест». Та или иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в жизни герое романа. Жизнь человека и природы неразрывно связаны между собой. Весна определяется как ! «пора любви», а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной». Подобно тому, как сменяют друг друга времена года, рождается и умирает, затем вновь рождается всё живое, течёт и жизнь человека: сменяются поколения, приходит «расцвет» и «увяданье» человеческой души: «или с природой оживленной сближаем думою смущенной мы увяданье наших лет, которым возрожденья нет?»

Автор неразрывно связывает духовность и высокие нравственные качества своей героини с её близостью к природе: «она любила на балконе предупреждать зари восход».

Экскурс в русскую историю, знакомство с достопримечательностями Москвы и Петербурга раздвигают исторические и территориальные рамки романа. Путешествие в историю – это ещё один ряд авторских лирических отступлений, которые выражают отношение автора к русской истории и к Москве – святыни России, российской гордости: «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого кремля: нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, она готовила пожар…»

Авторские описания быта и нравов общества того времени знакомят читателя со светским Петербургом, в салонах которого собрано «блестящее» и «безличное» светское общество, которое в то же время является носителем утончённой культуры, и Московским дворянством «более домашним», но глупым и ограниченным, и, наконец, обитателями помещичьих усадеб, в описании которых прослеживается насмешливая интонация автора.

На страницах романа автор знакомит читателя с жизнью искусства того времени. Мы являемся непосредственными участниками театральной жизни. Невозможно не представить себе летящую, «как пух от уст Эола» Истомину, «блистающего Фонвизина», «переимчивого Княжнина».

Через лирические отступления Пушкин выражает свой отношение к таким вечным и неизменным понятиям как дружба, благородство, преданность, любовь. Поэт высоко ценит эти человеческие качества. Но жизнь сталкивала Пушкина не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей. Не случайно в романе появились такие строки: «Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один?» В жизни поэта, как и в жизни его героев, встречались и такие «друзья», от которых «спаси нас, Боже».

Неразрывна связь автора и читателя. Пушкин постоянно поддерживает связь с читателем: поэт делится с нами размышлениями о жизни, которые тоже представляют собой лирические отступления: «но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…» Пушкин тревожится будущим своим и своего творения: «быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной».

Лирические отступления сыграли немаловажную роль в построение романа, они дали возможность раздвинуть границы произведения, отразить в романе русскую жизнь во всех её проявлениях, позволили объединить текст романа в единое целое.

Создавая роман, Пушкин вместе со своими героями взрослел, ценой потерь и душевных терзаний, поднимался на более высокую ступень духовного развития.