Смекни!
smekni.com

Качественные прилагательные (стр. 2 из 5)

Без ретроспекции не обходится практически ни один художественный текст. Его формы и протяженность меняются, но сигналы введения (слова, входящее в тематическую группу «память, воспоминание»; грамматическое время; наречия места и времени «тогда», «там» и т.д.) и функции сохраняются.

Обе категории связаны с частичным смысловым повтором: сначала информация предстает в свернутом виде, затем она разворачивается; обе части выполняют функцию восполнения настоящего и, разрывая его единство, одновременно организуют его скрепу с прошлым и будущим, обе способствуют сознанию многомерности основных содержательных универсалии текста – Человека, Времени, Пространства.

4.Категории антропоцентричности и локально-темпоральной отнесенности.

Категория антропоцентричности. Человек – герой, персонаж; все, что в тексте происходит, осуществляется для возможно более полной характеризации Человека. Ему посвящена и с ним неразрывно связаны и Время и Пространство. Эту категорию мы рассмотрим во второй главе более подробно.

Время и Пространство нередко так взаимопереплетены, что их невозможно разделить. Такое тесное локально-темпоральное единство называется хронотопом.

Описание времени – это всегда описание человека во времени. Фрагменты текста, в которых на единицу времени приходится много событий, называются динамическими, а фрагменты текста, в которых на единицу времени приходится одно действие – статическими.

Пространство в его художественном отражении, в отличие от времени, более самостоятельно. Описание места – интерьера, ландшафта – нередко составляет относительно автономный фрагмент текста. Но и пространство в художественном произведении несвободно от присутствия человека. Пейзаж отражает его настроение; интерьер – его привычки и вкусы, т.е. место, так же, как и время, несет информацию о персонаже.

5.Категория концептуальности.

Концептуальность художественного текста основополагающая категория. Весь процесс интерпретации сводится к скрупулёзным поискам средств выражения концепта, концентрирующего в себе результаты авторского освоения действительности и пропагандирование их читателю.

Концепт произведения формируется постепенно. Все, что вводится в текст и функционирует в нем, средства актуализации и текстовые категории, - все служит одной цели: формированию концепта. Концептуальная структура художественного текста в классическом варианте представлена тремя составляющими:

а) содержально – фактуальная информация (что происходит в произведении? «сюжет»)

б) содержательно – концептуальная информация (зачем, для чего оно (действие) происходит «идея»)

в) содержательно - подтекстная информация (сообщает произведению глубину и дополнительную значимость).

6.Категория системности.

Все элементы художественной структуры не существуют сами по себе и сами для себя, каждый включен в общую единицу систему, которая и действует для выполнения общей единой цели. Система художественного текста, в отличие от системы языка, жестко ограничена во времени и пространстве. Ни одна из её составляющих не подлежит дальнейшему развитию, изъятию или замене. Система художественного текста закрыта, наличие нескольких черновых вариантов одного произведения не означает открытости системы, а свидетельствует о сложном пути становления того единственного текста, который будет окончательным, каноническим.

7. Категория целостности (завершенности).

Эта категория свойственна только завершенному тексту.

Автор сам завершает произведение так, как и где считает нужным. Это значит, что концепт сформирован, дорога к его пониманию указана, сообщение.

8. Категория модальности.

1.Это обязательная категория художественного текста. Текст является результатом субъективного авторского осмысления действительности и, естественно, отражает не просто мир, но мир, увиденный глазами автора.

2.Модальность текста проявляется не только и не столько в наличии специальных модальных и оценочных слов ( что очень важно для выявления направления авторской модальности), сколько в отборе характеристик, репрезентирующих представленные в тексте объекты, и в отборе самих объектов повествования, репрезентирующих окружающий художника мир.

3.Категория модальности – это мироощущение автора. Автор изначально, до создания текста выбирает тему, проблему произведения.

Структура текста.

Текст обладает целостностью не только внутренней, но и внешней – языко-речевой формы.

Внешняя и внутренняя форма текста представляет структуру и обладает структурой целостностью.

1) Предметно-логическая структура – характеризует тексты научного и официально делового стилей.

Для неё характерна легко прослеживаемая тема (тема, проблема) выступает в виде логической иерархии (общее – частное, подчинение –соподчинение, причина –следствие), которая перестраивается линейно во внешнем текстовом пространстве.

В предметно-логической структуре научного текста системами являются такие компоненты, как введение (зачин), обоснование проблемы (темы), перечень основных составляющих (подтем, проблем, разделов), последовательное рассмотрение ближайших составляющих каждой из выделенных основных подтем (проблем, разделов), исходные тезисы или выводы (обобщение), заключительный вывод (концовка).

Многие публицистические тексты имеют очень своеобразную «плетеную» структуру. Она необходима тогда, когда автор (журналист) хочет объединить в тексте несколько различных, но фактически взаимосвязанных содержательных линий, а объект обсуждения имеет несколько сторон (аспектов), которые надо представить в той или иной последовательности.

2)Художественные тексты представляют варианты структуры свободного образно-ассоциативного типа.

«Плетеная» и «свободная» образно- ассоциативная структура требуют от автора высокого мастерства.

Культура текстового продуцирования предполагает знание ряда факторов и категорий. Сюда относятся такие понятия, как автор, ситуация, материал, адресат. Создаваемый автором текст направлен на то, чтобы его воспринял адресат, автор должен представлять для кого пишется данное произведение.

Автор, ситуация, материал, адресат в целом создают предпосылку для создания текста. Для создания текста нужно учитывать следующие факторы: цель, идея, тема, проблема, жанр.

У автора к началу написания текста уже имеются определенные накопления материала, и под влиянием первичных целей и ситуации на этой основе вырастает первичных целей и ситуации на этой основе вырастает первичный замысел текста, его внутренний проект. В этом проекте уже видна идея (основная мысль, главный тезис), проблемный актив, предметно-тематический актив, композиционный эскиз в соответствии с намеченным жанром.

Предметом текста может быть конкретное лицо (коллектив, аппарат, орган тема), явление (радуга, метель), событие (конкурс, матч, забастовка). «Предмет» - это некая целостная часть действительного мира, которой посвящено речевое произведение. Тема – это отраженный в определенном ракурсе предмет, ставший содержанием текста. Тема – это главное, о чем говорится в тексте, это субъект текста как сложного суждения, это материал, отобранный и организованный соответственно условиям и задачам текста.

Проблема – это та мыслительная задача, которую автор должен разрешить в тексте.

Структура речевого текста – многоуровневая и многомерная. Тексты не одинаковы по сложности структуры и физической структуре. Тексты одной функционально – стилистической принадлежности, но разных физических объемов имеют соответственно разное количество уровней текстовой структуры.

В художественной литературе, чем малогабаритней создаваемое произведение, тем больше нагрузка ложится на его микроструктуру, сложность которой соответственно увеличивается.

Низший структурный уровень текстотканево – речевой. На этом уровне осуществляется непосредственная «материализация» авторской мысли (отношения, чувства, оценки и т.д.)

Структуры более высоких уровней формируются из этого материала. На этом уровне осуществляется большая часть функционально-стилистических манифестаций и большая часть подтекстных

реализации (Васильева А.Н. с 171 -180).

Глава II. Особенности функционирования качественных прилагательных в художественном тексте (на материале сборника рассказов Л. Улицкой. Искусство жить.( Первые и последние)).

Поскольку объектом нашего исследования являются качественные прилагательные, то необходимо определить признаки качественных прилагательных.

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа.

Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.

Прилагательные классифицируются по двум основаниям:

1) по характеру самого называемого признака.

2) по характеру обозначения признака.

Классификация по первому признаку разделяет прилагательные на два лексико-грамматических разряда качественные прилагательные и относительные прилагательные.

Классификация по второму признаку разделяет прилагательные на знаменательные и местоименные (Русская грамматика; с.214).

У качественных прилагательных есть свои признаки по которым их можно определить.

1.Качественные прилагательные – обозначают свойство, присущее самому предмету или открываемое в нем, часто – такое, которое может характеризоваться разной степенью интенсивности: белый – белее, широкий – широчайший .

2. Качественные прилагательные бывают полными (атрибутивными) красивый, хороший, и краткими (предикативными) красив, хорош.