Смекни!
smekni.com

Качественные прилагательные (стр. 5 из 5)

Если категория модальности может реализовываться на отдельных уровнях языка, то говоря о категории антропоцентричности следует учитывать обобщающий функциональный характер той или иной языковой единицы. Так категория антропоцентричности в тексте может реализовываться с помощью:

а) антропонимов;

б) качественных прилагательных реализующих модально авторскую оценку персонажей.

в) индивидуальные авторские языковые свойства, оценочные характеристики персонажей.

Рассмотрение антропонимов не входит в задачи данного исследования. Качественные прилагательные могут выражать в тексте, как логическую характеристику предмета речи, так и обзорно ассоциативную характеристику.

Приведем примеры логической характеристики предмета речи.

Характеристика внешних качеств персонажа.

«Куцая стопа, глубокий шрам под коленом, узкая волосяная дорожка на плоском животе, большие соски, занимающие половину маленький груди, руки и ноги коротковаты, пальчики тоже» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 22.).

«Лидия стояла к нему спиной, склонилась длинной шеей над плитой, где у неё варился кофе. Два маленьких колечка волос завивались на шее» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 162.).

Характеристика внутренних качеств персонажа.

«Марек хитрая бестия, задал Мур очень удачный вопрос – о сталинской премии, некогда полученной классиком» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С.98.).

« Подруг у нее было две: старшая, Сусанна Борисовна, - дама высокообразованная и мистически одаренная, даже состоявшая в антропософском обществе; и младшая, Томочка, - женщина простоватая, пугливая и такая богобоязненная…» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С.40.).

Характеристика явлений и понятий.

« На Андрея напал приступ злого остроумия, и он несколько раз присадил хозяйку дома, отчего несколько не стало веселее» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С.22.).

«Теперь, по истечении времени, все это вспоминалось скорее как драма сложных характеров, а не как бытовое позорное цепляние, неприличные взаимные уколы, раздражение, доходящее до точки кипения, и яростные скандалы, случающиеся всякий раз, когда Нине удавалось свести их за белой скатертью в безумной надежде соединить несоединимое» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С.38.).

Характеристика предмета.

« Машура накрыла холеную столешницу простеганной фланелью, потом пленкой, а поверх положила парадную скатерть – всё; как делала её покойная бабушка» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С.223.).

«И Гриша, немедленно забыв про пластилин, которым он только что так ловко залепил сток в раковине, потянул за собой ладный чемоданчик многообещающего вида» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С.88.).

Характеристика окружающей среды:

«Горячий желтый песок, несчитанные тысячи мальчиков на отмелях и новая любовь с этим огромным под метр девяносто, человеком» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 28.).

Характеристика одежды:

«Так она и запомнилась ему в эту последнюю минуту их совместной жизни: в красноймужской рубашке с не застегнутыми на запястьях пуговицами; с распущенным, бессмысленно длинным шарфом на тонкой шее…» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 24.).

Характеристика пищи:

«Денег тогда не было, мы по сто граммов покупали – форшмак, паштет, и хлеба черного в те времена в Амереке ещё не было, только у них» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 205.).

Характеристика интерьера.

«Квартиру – продать. Она вообще устарела. Сталинский дом, высотка, по прежним меркам превосходный, по теперешним – говно. Окна маленькие, все на площадь, шум и вонь с утра до ночи, лифты допотопные, подземного гаража нет…» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 257.).

Так же автор может погружать в контекст, прилагательные в качестве эпитетов, метафор, метонимий, элемента сравнений.

Эпитеты:

«Изумительно красивая шея. Чудесный овал лица…»(Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 22.).

«Подарки были отличные – радиотелефон, фотоаппарат, какие-то технические штучки» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 89.).

Метафоры:

«… глазами цвета пустого зеркала…» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 68.).

« далее разговор потёк ручейком, тонким, но уверенным» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 145.).

«… мысли у старушки скачут, как голодные блохи…» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 205.).

Метонимия:

« Поселок был браконьерским раем, царством рыбы и икры, мелкой воды и глухого тростника» (Улицкая Л. Рассказы: Искусство жить. (Первые и последние). – М.,2002. - С. 27.).

Элемент сравнения:

« Поздним вечером Катя и Анна Федоровна, обе в старых теплых халатах, похожие на поношенные плюшевые игрушки, сели на гобеленовый диванчик, такой же потёртый, как и они сами»

Эти примеры говорят об индивидуальных авторских средствах, которые реализуют категорию антропоцентричности.

Анализ текстового материала позволил сделать следующие выводы.

Функция в контексте художественного произведения, качественные прилагательные выполняют довольно широкий спектр функций. Поверхностный уровень аналитической обработки текста позволяет выявить семантические, стилистические, лексические функции прилагательных – текстовых единиц. На уровне текстообразующей функции качественные прилагательные выступают в качестве презентативных единиц концептуального уровня, которые реализуют авторскую программу на определённые категории текста. В сборнике рассказов Л.Улицкой «Искусство жить» качественные прилагательные служат ведущими реализаторами (манифестантами ) категории антропоцентричности и категории модальности, причём функционально в текстовой структуре обозначенные категории не имеют очерченных границ, а взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга. Это наблюдение – еще одно подтверждение тому, что текст как дискурс обнаруживает когезию как на структурно – языковом, так и на концептуально авторском уровнях.

Список использованной литературы:

1. Бенвенист Э.Уровни Лингвистического анализа. Новое в лингвистике.- М.,-1965. - С.438-439.

2. Бондарко А.В. Текст. Структура и семантика. - Т.1.- М.,2001.-С.72-81.

3. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. – М.,1967.-С.68.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М.,1990.

5. Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М.,1966.

6. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М., 1978.

7. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М., 1959.

8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.1981.

9. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1955. – С.34.

10. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

11. Грамматика современного русского языка. - М., 1970. –С.45-46.

12. Ефимов А.И. О языке художественных произведений. – М.,1954. – С.10-12.

13. Звягинцев В.А. Экспрессивно – эмоциональные элементы и значения слова. - Вестник МГУ 1955. №1 серия общественных наук.- С. 71.

14. Колесников В.В. Язык города.- С.Пб, 2003.

15. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М.,1979.

16. Крылов…, Одинцова… Функциональные типы русской речи.- М., 1981.

17. Кухаренко В.А. Интерпретация текста.- М.,1988.

18. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка.- М.,1990.

19. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.,1989.

20. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. – М., 1971.

21. Русская грамматика.- Т.1.-М.,1980. – С.540-541.

22. Русская грамматика. - Т.2.-М., - 1980. –С.214.

23. Улицкая Л.А. Искусство жить. – М., 2004.

24. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.

25. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.

26. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.