РЕГУЛЯЦИЯ ИММУНИТЕТА.
Интенсивность иммунного ответа во многом определяется состоянием нервной и эндокринной систем. Установлено, что раздражение различных подкорковых структур (таламус, гипоталамус, серый бугор) может сопровождаться как усилением, так и торможением иммунной реакции на введение антигенов. Показано, что возбуждение симпатического отдела автономной (вегетативной) нервной системы, как и введение адреналина, усиливает фагоцитоз и интенсивность иммунного ответа. Повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы приводит к противоположным реакциям.
Стресс, а также депрессии угнетают иммунитет, что сопровождается не только повышенной восприимчивостью к различным заболеваниям, но и создает благоприятные условия для развития злокачественных новообразований.
За последние годы установлено, что гипофиз и эпифиз с помощью особых пептидных биорегуляторов, получивших наименование «цитомедины», контролируют деятельность тимуса. Передняя доля гипофиза является регулятором преимущественно клеточного, а задняя – гуморального иммунитета.
ИММУННАЯ РЕГУЛЯТОРНАЯ СИСТЕМА.
В последнее время высказано предположение, что существует не две системы регуляции (нервная и гуморальная), а три (нервная, гуморальная и иммунная). Иммунокомпетентные клетки способны вмешиваться в морфогенез, а также регулировать течение физиологических функций. Особенно важная роль в регуляции физиологических функций принадлежит интерлейкинам, которые являются «семьей молекул на все случаи жизни», так как вмешиваются во все физиологические процессы, протекающие в организме.
Иммунная система является регулятором гомеостаза. Эта функция осуществляется за счет выработки аутоантител, связывающих активные ферменты, факторы свертывания крови и избыток гормонов.
Иммунологическая реакция, с одной стороны, является неотъемлемой частью гуморальной, так как большинство физиологических и биохимических процессов осуществляется при непосредственном участии гуморальных посредников. Однако нередко иммунологическая реакция носит прицельный характер и тем самым напоминает нервную. Лимфоциты и моноциты, а также другие клетки, принимающие участие в иммунном ответе, отдают гуморальный посредник непосредственно органу-мишени. Отсюда предложение назвать иммунологическую регуляцию клеточно-гуморальной.
Учет регуляторных функций иммунной системы позволяет врачам различных специальностей по-новому подойти к решению многих проблем клинической медицины.
Барьерная функция лимфатической ткани. Микроб, проникший через кожные и слизистые барьеры. В подавляющем большинстве случаев попадает в лимфатические узлы. Гемолитический стрептококк, введённый в лимфатический сосуд, ведущий к лимфатическому узлу, в значительном количестве задерживается в этом узле и почти не обнаруживается в отходящем сосуде. Аналогичные результаты были получены в опытах с многими другими микробами при введении их под кожу, в лёгкие и в кишечник. Но при введении бактерий в полость брюшины наблюдалось очень быстрое появление их в токе крови. Наблюдения над распространением в организме бактерий, введённых под кожу, показывают, что лимфатические узлы являются барьером, препятствующим проникновению бактерий в организм. Барьерная функция лимфатических узлов возрастает при иммунизации. Этот вопрос был подробно изучен В.М.Берманом (1948) и другими исследователями. Они установили, что при заражении экспериментальных животных брюшным тифом, дизентерией, туберкулёзом, бруцеллезом и холерой лимфатические узлы, эндотелий сосудов и клетки ретикуло-эндотелиальной системы обладают в иммунном организме резко выраженной способностью препятствовать проникновению бактерий в организм. Способность лимфатической ткани препятствовать проникновению микробов внутрь организма называют барьер-фиксирующей функцией. Некоторые бактерии, которые задерживаются лимфатическими узлами, размножаются в них. Так, наблюдения Х.Х.Планельса (1950) показали, что брюшнотифозные микробы энергично размножаются в лимфатических узлах, проникая в лимфоциты и образуя колонии в их ядрах. Барьерная функция лимфатических узлов в известной степени связана с воспалительным процессом, вызываемым проникшими бактериями.
Иммунологическая реактивность – способность организма отвечать на антигенное размножение – изменяется под влиянием различных факторов, а также с возрастом. Новорожденные животные обладают резко пониженной иммунологической реактивностью, чем объясняется их повышенная восприимчивость ко многим инфекциям. Изменения реактивности организма, наступающие с возрастом в отношении способности образовывать антитела, были отмечены ещё И.И.Мечниковым.
В 1897 году он наблюдал, что взрослые крокодилы вырабатывали тетанический антитоксин в значительно большей концентрации, чем молодые. В последующем многие авторы наблюдали отсутствие антител или резкое снижение их образования у новорожденных животных и повышение этой способности у взрослых особей. Так, например, у кроликов с возрастом наблюдается усиление продукции антител в отношении многих антигенов (к лошадиной сыворотке, бараньим эритроцитам, тифозной вакцине).
Более выраженная способность у взрослых животных к иммунизации была показана также в опытах на крысах с трипаносомами, на мышах с вирусами энцефаломиелита и бешенства и в других аналогичных случаях. Вместе с тем отмечалось, что способность продуцировать антитела у старых кроликов выражена в меньшей степени, чем у кроликов среднего возраста. Способность к фагоцитозу также резко снижена у новорожденных. По-видимому, во всех этих случаях имеет место первичная пониженная реактивность, связанная с биохимизмом клеток новорожденных. Ещё резко более выраженная пониженная реактивность имеет место в эмбриональной жизни. У развивающегося куриного эмбриона антитела или совсем не образуются или образуются в незначительном титре. Вместе с этим в эмбрионах размножаются многие инфекционные агенты, к которым не восприимчивы взрослые животные. Это размножение настолько интенсивно, что куриные эмбрионы широко используются для получения культур вирусов. В куриных эмбрионах размножаются и многочисленные бактерии. В последнее время накопились экспериментальные материалы, указывающие на наличие в эмбриональной жизни особой иммунологической реактивности.
Патология иммунитета.
Долгое время считалось установленным, что организм не отвечает образованием антител на собственные антигены. Эрлих считал это проявлением своеобразного «страха самоотравления».
Однако постепенно понемногу накапливались факты, свидетельствующие о том, что в некоторых случаях организм может вырабатывать антитела и к собственным антигенам. Подобное явление имеет место, если собственные антигены организма денатурируются каким-либо патологическим процессом и в таком изменённом виде попадают в ткани, производящие антитела, или же если в эти ткани поступают антигены, которые в естественных условиях никогда не попадают в кровь и обладают пониженной видовой специфичностью (например, белки хрусталика). Подобные аутоантигены вызывают аутоиммуниза-ционный процесс в собственном организме, приводящий к возникновению ряда патологических состояний, иногда очень тяжёлых, вследствие реакции между возникшими аутоантителами.
Иммунологические процессы обычно направлены на восстановление относительного постоянства внутренней среды организма, с чем связана их защитная функция. В изложенных же случаях эти процессы приводят к нарушению постоянства внутренней среды, что выражается рядом клинических явлений патологического характера. Поэтому все подобные нарушения, вызываемые иммунологическими процессами можно объединить общим понятием патологии иммунитета. В настоящее время изучен ряд заболеваний, возникновение которых связано или связывается с аутоиммунизационным процессом. К ним относятся: приобретённая гемолитическая анемия, физиологическая желтуха, ревмокардит и другие заболевания. Антитела, возникающие при некоторых из этих заболеваний, изучены сравнительно хорошо.
СПИД
Одной из самых важных и острых проблем нынешнего человечества являются Болезни Цивилизации (рак, СПИД, сифилис, наркомания и алкоголизм и т.д.). Cо многими из них врачи долго и упорно боролись, но, к сожалению, до сих пор не нашли противоядий. Одной из таких болезней является СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита.
Его называют чумой нашего века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма.
Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ-инфекция. СПИД относится к числу пяти главных болезней-убийц, уносящих наибольшее число жизней на нашей планете. Эпидемия продолжает расти, охватывая все новые регионы. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
За последние годы не только изменились знания о ВИЧ и СПИДе, но и отношение общества к этой проблеме. От невежества и слепого страха перед этой болезнью человечество пришло к частичной победе науки над вирусом, а здравого смысла - над истерией и спидофобией.
Происхождение вируса иммунодефицита
Организм человека обладает иммунитетом – рядом защитных реакций, направленных против инфекционных агентов. Основными клетками иммунной системы являются микрофаги (“фаг” греч. – поедание) и лимфоциты. Иммунная система действует так: распознает и удаляет из организма все чужеродное – микробы, вирусы, грибки и даже собственные клетки и ткани, если они под действием факторов внешней среды становятся чужеродными (“immunities” – свободный от чего - либо). Иммунная система очень эффективна и изобретательна. Однако она может выручить организм не во всех случаях. Одним из вирусов, которому иммунная система не может противостоять, является вирус иммунодефицита человека.