Тема "маленького человека" в трактовке Достоевского
Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Абакан, 1999
"Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах..."
В.Г.Белинский
А.С.Пушкин восхищался городом, воздвигнутом на болоте согласно мечте Петра I:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. Невы державное теченье. Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный. Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла... |
- Какое настроение создает прочитанный отрывок из поэмы "Медный всадник"?
- Гордость за красивый, созданный руками человека город. Это восприятие усиливает и подбор поэтом изобразительно-выразительных средств, подчеркивающих величавость ("строгий, стройный вид", "державное теченье") города - аристократа. Изящные мосты через бесчисленные каналы украшены чугунными узорами перил, фантастический свет белых "задумчивых ночей" заливает пустынные улицы, высвечивая Адмиралтейскую иглу.
Простор, строгая красота, покой, свет: "я в комнате моей пишу, читаю без лампады..."
В представлении Н.В. Гоголя Петербург - "вытянутый в струнку щеголь", "разбитной малый,... всегда одет и, охарашиваясь перед Европою, раскланивается с заморским людом", "на все глядит с расчетом". Гоголь выставляет на Невский проспект "тысячи непостижимых характеров и явлений". Из пестрой гуляющей толпы он выхватывает детали костюма или портрета, в которых ярко отражается весь Петербург: "вот бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук", вот "усы чудные, никаким пером, никакой кистью неизобразимые", вот "талии, какие вам даже и не снились никогда: тоненькие, узенькие...", вот "дамские рукава, похожие на два воздухоплавательные шара".
В этой шумной толпе Гоголь угадывает повадки и манеры людей всех чинов и званий, богатых и бедных, знатных и безродных. Центральное место здесь занимают обитатели средних и верхних этажей - дамы и господа, титулярные советники. Они хотят казаться богаче и красивее, чем есть на самом деле.
В "Преступлении и наказании" жизнь города раскрыта в строго определенном плане: во-первых, толпа - это добрая или злая стихия, представленная типами - группы пьяных, толпящихся у распивочных завсегдатаев кабаков, дворников, ремесленников, приказчиков, проституток, мужиков на базаре; во-вторых, - народ, пытающийся сохранить в себе нравственные начала. Таким народ предстает в поучениях пьяненьких мещан, в мечтах кротких Мармеладовых и Лизаветы, маляра Николки, решившихся "пострадать", скорняка-мещанина.
Наиболее остро это противоречие между реальным народом и его идеальным пониманием раскрыто в сцене всенародного покаяния Раскольникова (зачитываем текст).
Таким образом, среди героев романа мы не найдем деятелей акционерных обществ, биржи, железнодорожных магнатов, как и петербургского рабочего люда.
Такая направленность романа не случайна: писатель сосредотачивал внимание на нравственные стороны событий.
- Подумаем, есть ли что общего у Пушкина, Гоголя и Достоевского в изображении Петербурга?
- Город является одним из героев их произведений. Он населен людьми, разными по характеру, манерам, социальному положению, материальному достатку.
- В чем принципиальное отличие города Достоевского от "горделивой столицы" Пушкина?
- Петербург Достоевского - это город трущоб, до отказа набитый нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами-"лохмотниками", "девицами, живущими от себя", семействами, где "ребятишки-то по три дня корки не видят", это место, "где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость". Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, "от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным".
- Это не похоже на Невский проспект Гоголя, где прогуливается разнаряженный, как для маскарада, люд.
Писатель показывает нам типичную картину повседневной жизни мещанского Петербурга. В романе нет таких красот, какие Пушкин описал в "Медном всаднике", нет разодетой, беспечно гуляющей публики, которую можно увидеть в "Невском проспекте" Гоголя. Нет в "Преступлении и наказании" и подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления "парадного подъезда" "черному входу", как, например, у Н.А. Некрасова ("Размышления у парадного подъезда", "Убогая и нарядная").
У Достоевского город угрюмый, жестокий, душный. В таких условиях и люди должны быть озлобленными, способными убить человека за медную копейку.
- Обратим внимание на цель авторов-классиков, изобразивших Петербург.
По замыслу Пушкина, горделивая красота Петербурга - это ширма, прикрывающая грязные окраины и нищие трущобы, предназначенные для тружеников, "маленьких людей". Не случайно разбушевавшееся наводнение занесло тиной и грязью архитектурную красоту города, заставив тем самым бедного маленького чиновника искать виновника народных бедствий.
В петербургских повестях Гоголя Невский проспект "лжет во всякое время": броские краски нарядов красавиц служат приманкой для легкомысленных жертв; нос коллежского асессора Ковалева зажил состоятельной жизнью; сила власти денег разрушает талант художника Чарткова. Ложная красота Петербурга, кукольная комичность его обитателей, по Гоголю, подчеркивают трагическое неустройство жизни.
Многие писатели XIX в. непосредственно обращались к изображению жизни народа (Н.А. Некрасов, Г. Успенский, В. Короленко) и делали выводы о стихийном пробуждении могучих сил.
У Достоевского другой подход к коренным вопросам русской жизни и другое художественное их решение. Он исследует страдания униженного и оскорбленного "маленького человека", но при этом указывает, что предшественниками этих героев были Самсон Вырин Пушкина ("Станционный смотритель") и Акакий Акакиевич Гоголя ("Шинель").
А.С. Пушкин первым учил уважению ко всякому человеку, кто бы он ни был, этим он укреплял самоуважение бедных людей. Достоевский близко к сердцу принял демократическую силу пушкинского гуманизма и выступил защитником униженных и оскорбленных. Он увидел в каждом человеке брата.
Через десять лет после появления "Станционного смотрителя" появилась повесть Гоголя "Шинель". В судьбах Вырина и Башмачкина много общего. Но, в отличие от Пушкина, Гоголь подчеркнул общественный смысл конфликта, трагичнее сформулировал проблемы социального неравенства. Достоевский не мог почувствовать в Гоголе своего "наставника" по беспокойству об униженных и оскорбленных, он проникся гуманистическим настроем "Шинели", которую словами Макара Девушкина назвал "злонамеренной книжкой".
- Какие герои романа помогают Достоевскому глубоко раскрыть тему "маленького человека"?
- Мармеладов, Катерина Ивановна, Дунечка...
- Страдания униженных и оскорбленных с наибольшей силой раскрыты в судьбах Мармеладовых.
Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. "В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"
- Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?
- Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников.
Образ Мармеладова показателен для Достоевского, в нем он стремится вскрыть противоречивость поступков и сознания человека. Автор с позиций "стороннего наблюдателя" раскрывает образ Мармеладова, мы узнаем его через восприятие окружающих и прежде всего Раскольникова. Исповедующийся старый чиновник воспринимается нами как доморощенный философ.
- О чем он любил порассуждать?
- О своих "чувствованиях", о себе, о своей семье.
Но есть в нем какая-то неоднозначность, которая передана в портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова: "Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие".
- Что же было необычного в портрете Мармеладова?
- В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту - внутреннее беспокойство, тоску.
Мармеладов - человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое, Достоевский считал, есть у каждого образованного человека и называл его "самоказнью", "стремлением к лучшему и невозможностью достичь его".
"Позвольте, молодой человек, - обращается Мармеладов к своему собеседнику, - можете ли вы... Но нет, изъяснить сильнее и изобразительное: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?"