В 1868 году Достоевский писал своей племяннице С. А. Ивановой: “Милая Соня, неужели Вы не верите в продолжение жизни и, главное, в прогрессивное и бесконечное в сознании и в общее слияние всех. Удостоимся же лучших миров, воскресения, а не смерти в мирах низших!” Достижение Царства Божия (“лучшие миры”) — понятие, неотъемлемое от воскресения; более того, Царство Божие невозможно без воскресения, “реального буквального, личного” будущего на земле. Воскресение же осуществимо лишь в условиях объединенного на основе любви (agaph) человечества, “всечеловеческого братства”.
Итак, Достоевский различает Царство Божие и период “всечеловеческого единения” (соборность), рассматривая последнее как переходный этап развития человечества. Ввиду вышеизложенного неудивительно высказанное Соловьевым: “Центральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, была идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христа”(27, с.241).
Для нас исключительно важно то, что до конца понять религиозные идеи Достоевского можно лишь в свете “апокалиптического сознания” (по выражению Бердяева). “Христианство Достоевского, — пишет Николай Александрович, — не историческое, а апокалиптическое христианство” (13, с.135). Достоевский, автор “Братьев Карамазовых” уже сейчас ощущает конец времен, осознает себя в грядущем.
Взгляды писателя относительно судеб человечества вполне сопоставимы с новозаветными эсхатологическими теориями. Рассмотрим экзегезы 20-ой главы Откровения Иоанна (стихи 4 — 6). Читаем:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано ... судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет:
Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом... они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет...
Далее, в 21-ой главе, говорится о “новом небе” и о “новой земле”, “новом Иерусалиме”, “скинии Бога с человеками”, то есть о Царствии Небесном.
В своей книге “Мир Нового Завета” (“New Testament Survey — название оригинала) исследователь Мерилл К. Тенни приводит основные толкования 20-ой главы Апокалипсиса: “Суть толкования сосредоточена на вопросе, рассматривать ли “тысячу лет” (millennium) буквально или образно, а также предшествует ли она второму пришествию Христа или следует за ним” (22, с.349). В толкованиях выделяют три направления: постмилленаризм, амилленаризм, премилленаризм (см. Приложение).
Постмилленаристы полагают, что тысячелетнее царство предшествует второму пришествию Христа. “Торжество Евангелия введет царство мира, которое продлится до пришествия Христа” (22, с.395), который совершит окончательный суд.
Амилленаристская теория отрицает буквальное существование тысячелетнего царства. Возможно, под тысячелетием подразумевается переходное состояние умерших. “Христос может прийти в любое время, когда Он будет судить мир и представит состояние вечного блаженства для праведников, новое небо и новую землю ” (22, с.395).
Согласно премилленаризму тысячелетнее царство следует за вторым пришествием Христа, который явится лично, чтобы начать Свое царство. Праведные умершие воскреснут и будут лично царствовать с Ним на земле на протяжении тысячи лет.
Во всех случаях тысячелетнее царство предшествует Царству Божьему и с ним не отождествляется. “Эволюционный” подход к эсхатологии (то есть, постепенное развитие человечества, конечной целью которого является переход в “вечное состояние”, достижение Царства Божия) более схож с теорией постмилленаризма. Этап “всечеловеческого братства” и есть “тысячелетнее царство”, предшествующее воскресению.
Г л а в а III.
Воплощение идеи о “всечеловеческом братстве” в романе “Братья Карамазовы”
§ 1. Постмилленаризм в романе. Духовное братство.
Среди черновых заметок к роману “Братья Карамазовы” можно встретить запись: “Воскресение предков зависит от нас” (23, с.507). Федоров призывал сынов к воскрешению отцов.
Отцеубийство, причиной которому ненависть — сюжетная основа романа. По словам К. Мочульского, “преступление, ответственность за которое падает на Смердякова, Ивана и Дмитрия, становится символом отпадения человечества от всеединства... “Доказательством от противного” автор приводит нас к утверждению религиозного смысла жизни” (23, с.507). “Религиозный смысл жизни” —процесс отречения от плотского “Я” во имя принесения высшего плода, стремление к идеалу. Все это связано с достижением всечеловеческого братства, или “соборности”.
В. Котельников в книге “Православная аскетика и русская литература” пишет: “Старчество есть врата соборности; и Достоевский отводит ему в романе исключительно важное место” (20, с.175). Взаимоотношения старца Зосимы и послушника Алексея Карамазова — родственность по духу, “духовная общность” (20, с.175) — результат преодоления мирской разъединенности, закрытости и обособленности “я”. В Алеше Карамазове старец видит повторение брата своего, бывшего в судьбе Зосимы “указанием и предначертанием свыше”. “Много раз, — говорит об Алеше старец, — считал я его как бы прямо за того юношу, брата моего, пришедшего ко мне на конце пути моего таинственно, для некоего воспоминания и проникновения” (1, с.259). “Это кровно-мистическое сближение Зосимы и Алеши придает их отношениям значение символа и прообраза братского единения людей во имя Христа (выделено мной — С.А.)”, — пишет Котельников (20, с.175). В созидании “братского единения” или словами Мережковского, “религиозной общественности” заключается служение, “деятельность” А. Карамазова.
Изображенный в романе период жизни Алеши заканчивается основанием “братского на всю жизнь союза мальчиков, присягающих в вечной верности Илюшиной памяти и всему доброму, чему она учит, — а чему только не учит она и религиозно, и морально, и общественно?” — по словам Вяч. И. Иванова. (18, с.321). Алеша начинает свою деятельность в миру с установления между окружающими его людьми единения, которое можно назвать соборностью; свободным объединением друзей покойного Илюши , “личная любовь к одному становится общей любовью для всех” (23, с.538). Важно, что для Достоевского дети являются символом будущего. “Братство детей”относится к будущему.
“Все вы, господа, милы мне отныне, — говорит Алеша мальчикам, — всех вас заключу в мое сердце, а вас прошу заключить и меня в ваше сердце! Ну, а кто нас соединил в этом добром, хорошем чувстве? ...Кто как не Илюшечка, добрый мальчик, милый мальчик, дорогой для нас мальчик на веки веков” (1, с.839). Новая община, духовное братство, строится на личности и любви. Иванов пишет: “Связь между друзьями можно назвать соборованием душ. И когда друзья постигнут в полноте Христову тайну, которую прочесть можно только в чертах ближнего, постигнут они и то, что это соборование было воистину таинством соборования Христова, что союз их возник по первообразу самой церкви как общества, объединенного реально и целостно не каким-либо отвлеченным началом, но живою личностью Христа. Они постигнут, что сам Христос соединил их через Илюшу, своего мученика, что союз их есть соборное прославление в усопшем “святого” их малой общины” (18, с.322). “Братство детей” — первое основание будущего всечеловеческого братства, всеобщего духовного родства — таков плод любви деятельной, любви, изменяющей человеческую природу. Весьма характерно, что дети называли почившего Илюшу “ангелом”.