В стихотворении «Пророк» своё развитие пушкинской темы Лермонтов подчёркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка…
Если пушкинскому пророку в равной мере открыт как природный, так и человеческий мир, то лермонтовскому внемлет лишь мирная, не знающая людских пороков природа:
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
«Шумный град» же встречает его насмешкой «самолюбивой пошлости», неспособной понять высокого, аскетического инакомыслия. Различный трактовки темы поэта у Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике пророка. В отличие от Пушкина, неделившего его сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты, а так же бытовые подробности. Он худ, бледен, одет в рубище, торопливо пробирается чрез город, слыша за спиной оскорбительные возгласы.
Таким образом, в соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «пророка» раскрывается им, как трагическая. Она многогранна: это и образ общества, враждебного «любви и правде». И образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагической разобщенности интеллигенции народа, их взаимного понимания.
В XIX веке, в наступающих сумерках, когда лучшими людьми века овладевает ужас перед будущим и смертельная скорбь, Пушкин один провозглашает заздравную песню во славу жизни, вечному солнцу:
Ты солнце светлое, гори.
Как это лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертием ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Тема 4
Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова 2герой нашего времени.
«…из двух друзей всегда один раб другого».
М.Ю.Лермонтов «герой нашего времени», «княжна мери»
План
I история души человеческой.
II … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери»)
1…. Человек замечательный по многим причинам
а) он скептик и материалист
б) он плакал над умирающим солдатом
в) у него был злой язык
г) молодёжь прозвала его Мефистофелем
д) мы взаимно друг друга морочим
е) достойный друг
2.во мне два человека: один живёт… другой мыслит и судит его
а) привык себе во всём признаваться
б) я был готов любить весь мир
в) я боюсь показаться смешным самому себе
г) зачем я жил? для какой цели родился?
Д) не протянул мне руки
III Вот люди! Все они таковы (запись Печорина о Вернере после дуэли с Грушницким.
«история души человеческой…» едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа – говорит в романе «Герой нашего времени М.Ю.Лермонтов. проблема личности- центральная вромане. Ситема образов, как и вся художественная структура Романо построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разными углами зрения осветить центральный персонаж. В №Княжне Мери» Печорин показан в среде, родственной ему социально, но чуждой духовно. Если в отношениях с Грушницким и Мери, Печорин раскрывается, прежде всего, как «внешний», то в отношениях с верой и Вернером – как внутренний человек, хотя обе эти линии тесно переплетены.
Рассмотрим двух героев: Вернера и Печорина. С первых слов Печорин пишет о Вернере с уважением: «человек замечательный по многим причинам». Что же такое для Печорина – человек замечательный? Он скептик и материалист.. а вместе с этим поэт «… хотя в жизнь свою не написал двух стихов…». Скептик- человек во всём сомневающийся (вспомним запись Печорина: «я люблю сомневаться во всём»). Материалист- видимо, здесь это значит не только «сторонник материалистической философии, но и практический, деловой человек. В Вернере Печорин ценит не те качастве, которыми обладает, что доктор «изучил все живые струны человечского» - ведь его самого интересуют «слабые струны любдей». Но в Вернере есть нечто принципиально отличное: он –врач, у него есть дело. Каков он в своём деле? «обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но, а раз видел, как он плакал над умирающим солдатом2. вот чем оказывается можно привлеч Печорина: «… он плакал над умирающим солдатом, был бледен, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу, он мне раз говорил, что скорее… У него был злой язык…»
Тема 5
Изображение человеческих страстей в «Маленьких трагедиях А.С.Пушкина.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
А.С.Пушкин.
План.
I роковые поединки.
II Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу
1. ужасный век, ужасные сердца (скупой рыцарь)
2. Гений и злодейство, две вещи несовместимые (Моцарт и сальери)
3. ... за гладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь (каменный гость)
4. но много нас ещё живых, и нам причины неи печалиться(пир во время чумы)
III есть упоение в бою (При во время чумы)
Вриант вступления.
Всем известно, что ничто великое на земле невозможно вне страсти. Сам Пушкин, столь строго судивший себя:
И меж детей ничтожных мира,
Быть может всех ничтожнёй он…
Столь глудоко познавший «змеи сердечной угрызенья».
И с отвращеньем читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю…,-
Предвидел и «суд глупца, и смех толпы холодной». Человечесике страсти: скупость и мотовство, дружба и зависть, любовь и разврат жизни и бессмертие, верность и предательство.
В №Маленьких трагедиях» А.С.Пушкин размышляет о человеке, о его возможностях. Роковые поединки барона и Альбера, Сальери и Моцарта, Дона Гуана и командора – это ещё один ответ великого поэта на вопрос о смысле жизни.
Тема 6
«самостоянье человека-залог величия его». ( по повести А.С.Пушкина «капитанская дочка»).
… не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
А.С. Пушкин.
План
I тема чести
II постигай истину
1. завет отца
2. испытание свободой.
3. признание вины.
4. неприятные пошлости.
5. враги – братья (встреча с Пугачевым).
6. путь мести или милосердия.
III свобода выбора.
Ключевые цитаты:
…!береги платье с нову, а честь с молоду (Григорий 1гл)
доказать, что я уже не ребёнок (игра с Зуриным, проигрыш, стыл. Помиримся, виноват (Гринёв просит прощения у Савельича).
Ты лжёшь, мерзавец! ( Гринёв не принимает пошлые намёки и советы швабрина о Маше.
Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня.
Великодушно принял своего несчастного соперника.
Я боялся или сойти с уиа, или удариться в распутство.
.. нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия.
Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.
Я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению (думает Гринёв, когда Пугачёв протягивает ему руку для поцелуя)
Не хотел торжествовать над уничтоженным врагом (Гринев о швабрине)
Мысль внышать её имя гнусными изветами злодеев.. меня поразила, что я засмеялся и спутался (суд. Гринёв в оправдание своих странных отношений с Пугачёвым считает невозможным впутывать имя любимой маши Мироновой)
Жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал . Только не требуй того, что противно чести моеё и христианской совести. (Гринёв- Пугачёву)
Вариант вступления6
Тема чести была для Пушкина принципиальной. В замечательной своей повести «капитанская дочка» А.С.Пушкин в эпиграф вынес слова пословицы : «береги честь смолоду». Что нужно человеку, чтоб не уронить своего достоинства в любых испытаниях? Что делает человека подлинно великим? Вот герой повести Петр Андреевич Гринёв, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» не понимает решения своего отца: отправить его служить в орегбург.
Вариант заключения:
Таким образом, А.С.Пушкин утверждает мысль о том, что человек всегда свободен в своём нравственно выборе: быть совестливым или циничным, жестоким или великодушным, смелым или трусливым. Идти трудной дорогой проедоления людских слабостей и есть самостоянье человека, что по мысли поэта является залогом величия его.
Тема 7.
Исповедь, как средство самохарактеристики героя в романе М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»
И то, что было б яд други,
Его живит, его питает
Огнём язвительным своим.
М.Ю.Лермонтов.
План.
I это портрет, сотавленный из пороков всего нашего поколения.
II и скучно и грустно.
1. послушайте, Максим Максимович… у меня несчастный характер (Бэла)
2. у меня врождёная страсть противоречить
3. из двух друзей всегда один раб драугого
4. я глупо создан: ничего не забываю
5. я никогда ничем очень не дорожу
6. а что такое счастье? Насыщенная гордость.
7. я глубоко чувствовал добро и зло (разговори Печорина с Мери).
8. невольно я рыгрывал роль жалкую роль палача или предателя.
9. зачем я жил? Для какой цели родился
10. я давно уж живу не сердцем, а головою.
11. я истощил и жар души и постоянсткво воли.
12. я люблю сомневаться (фаталист)
III исповедь, как отчёт человека, перед самим собой.
Вариант заключения:
Итак, мы видим, что М.Ю.Лермонтов использует исповедь, как средство самохарактеристики Печорина. Его исповедь- это отчёт человека перед самим сабой. Печорин учит людей загляждивать в свою душу, быть к себе беспощадными, он учит людей думать. Вот почему роман М.Ю.Лермонтова нужен и дорог нам всегла.