К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство-любовь к Е.А.Денисьевой. именно с этой «последней любовью» связаны многие шедеврю лирики Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл- спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Или другие пронзительные строки:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по всеё своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.
Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознаёт «обломком срарых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несёт в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:
Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поёт;
Благоухающие слёзы
Не о былом аврора льёт,-
И страх кончины неизбежной
Не сеет с дерева листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.
Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.
в своём знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живешь?
Мысль изречённая есть ложь.
Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова . мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, всё больше и больше находят путь к сердцу другого.
Вариант 3.
Лирика Тютчева в моём восприятии.
Как сердцу высказать себя.
Ф.И. Тютчев, «Silentium».
План.
I всё во мне и я во всём…
II «стихов любимейшие строки».
1. лишь жить в себе самом умей.
2. нам не дано предугадать
3. блажен, кто посетил сей мир
в его минуты роковые! (Цицерон)
4. душой весны природа ожила (Стихотворение «Могила наполеона»)
5. когда пробьёт последний час природы (последний катаклизм)
III не плоть, а дух растился в наши дни.
Вариант вступления.
Знакомство с лирикой Тютчева произошло раньше, чем я взяла в руки томик стихов поэта. В радио и телепередачах звучали стихи и поразило слишком частое повторение в строках слова «душа». А потом в статьях поэтов и литературоведов неизменная ссылка на тютчевские строки. Что стоит за этими строками? Сразу не ответишь…вспоминаются пушкинские строки:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Не об этом ли пишет Тютчев?
Тема 17
Идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
План.
I М.Е. Салтыков-Щедрин – гениальный мастер социально-политической сатиры.
1. специфика социально-политической сатиры – направление удара на основные болезни общества и использование приёмов гротеска и фантастики.
2. синтез способностей художника и мыслителя –публициста.
3. причины выбора сказочного жанра.
II Пафос тврочества Салтыкова-Щедрина – отрицание всех форм угнетения во имя победы идеалов демократии.
1. обличение самодержавия и эксплуататорских классов.
2. изображение жизни народных масс в царской России.
3. разоблачение обывателя и либерала.
III Палитра сатиры Салтыкова-Щедрина
1. использование сказочного жанра в сатирических целях.
2. сближение социальных явлений с явлениями сказочного и животного мира.
3. «эзопов язык» и его функции.
4. сочетание разностилевых элементов в композиции, сюжете и рече сказоу.
5. гипербола и гротеск.
6. роль фантастического элемента.
IV современность смеха Щедрина
Вариант 2
План.
I Революционная сатира Салтыкова щедрина.
II обличение и беспощадная критика дворян, чиновников, самодержавия, либералов, обывателей, бесплодных мечтателей.
1. народ в сказках Салтыкова-щедрина .
2. художественное своеобразие сказок:
А) «эзопов язык»
Б) традиционные образы- символы животных и новые образы-аллегории;
В) переплетение реального и фантастического;
Г) гипербола, гротеск;
Д)Речевая характеристика;
Е)связь с народным творчеством
III Сказки Щедрина – действенное средство борьбы с современной бюрократией и с антинародной идеологией.
Тема 18.
Я хочу рассказать о книге Н.С.Лескова «очарованный сранник».
Мне за народ очень помереть хочется.
План.
I «Писатель будущего».
II Иван Флягин- «чернозёмный Телемак».
1. деятельный мирный характер Ивана Флягина.
А) неуёмная сила духа;
Б) богатырское озорство;
В) неистребимая жизненная мощь;
Г) широта души;
2. необыкновенная жизнь.
III Пафос высокой нравственности.
Рабочие материалы
Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстаёт перед нами в повести «Очарованный странник».
«Очарованный странник»- это тип «русского скитальца» (говоря словами Достоевского) конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими «лишними людьми» -Алеко, Онегиным,- которых имел в виду Достоевский. Но от тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве.
Он и того смирён своим мужицким званием перед необоходимостью трудиться. Но покоя ему нет. В жизни он не участник, а только странник.
Похождения «странника» удивительны и сказочны не менее, чем история Левши. События, преследующие героя, стягиваются в такой фабульный узел, что даже у самого Лескова немного найдётся столь занимательных произведений. И на протяжении всей повести нас не покидает чувство удивления, перед нравственной силой, несокрушимостью духа. Пусть фантастична история его «татарского плена» и есть в ней отголоски 2восточных повестей2 прошлого века, правда в том, что мы видим русского человека, тоскующего по родной земле.
Герой Лескова, человек безграничной русской удали, великого просторечья, больше всего радеет о родной земле. Он не может жить для себя. И в монастыре нет ему покоя. Внутренний голос говорить ему: «Ополчайся!». Жизнь нужно отдать за что-то большое, общее, не за эгоистическое спасение души. «мне за народ очень помереть хочется».
Казалось бы в чём-то эта вещь близка Достоевскому. Но как раз к нему-то Лесков никогда не подходил. Иван Северьянович странствовал и страдал. «пострадали небось?»- спрашивают его. «разумеется-с»,- охотно отвечает он. Но страдание его не от внутренней потребности страдать, очищаясь в страдании, а от выпавшего человеку таланта, от внешних обстоятельств, не дающих развернуться, проявить себя в полную силу.
А сил ему опущено- количество огромное. Он и по виду – добрый русский богатырь, Илья Муромец, и горы может свернуть. Да сил – то этих он не знает к чему приложить. Очарован богатырь чьими-то злыми чарам, и нет ему ни пути, ни дороги. Так и мыкается он по свету «очарованным странником…»
В истории И. Флягина мы видим русского человека, любящего родину, ловкого, сметливого, совестливого, несчастного в своей судьбе, но широкого в своём сердце, в стремлении добром служить людям.
Так кто же он Иван Флягин? Герой? Неудачник? Скиталец? Он- прведник!
Тема 19
Революция и гражданская война глазами писателей разных поколений
А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин.
План.
I мы идём сквозь револьверный лай
II хотят весь мир пересоздать
1. чёрная злоба, святая злоба (12 Блок)