Период натурфилософии можно считать законченным в середине XIX века. Ф. Энгельс (1820—1895), понимая ограниченность натурфилософии, ее неспособность дать естествознанию нужную методологию, в которой оно так нуждалось, приступает в 70-х гг. XIX в. к разработке труда «Диалектика природы», целью которой было сделать диалектико-материалистический анализ достижений науки в понимании природы, раскрытии всеобщих свойств и законов движения материи. Диалектико-материалистические воззрения Ф. Энгельса складывались под влиянием эволюционного учения Ч. Дарвина, благодаря которому в учении о науке сформировался, а затем и утвердился исторический метод исследования.
Ф. Энгельс не только по достоинству оценил три великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии, теория клеточного строения организмов и эволюционная теория Ч. Дарвина), но и прозорливо определил тенденции развития науки в этих областях знания, что впоследствии получило блестящее подтверждение.
Если XVIII в. можно назвать веком И. Ньютона, то XIX в. — это век Ч. Дарвина. Создание эволюционной теории играет принципиальную роль для развития всего естествознания в целом. В этой связи к концу века происходит размежевание наук: возникают точное естествознание, к которому мы теперь относим физические и естественные науки, и в первую очередь — биологию, и науки об обществе, о его развитии, самом человеке. Но все эти науки развивались отдельно, так как считалось, что каждая из сфер нашего мира существует как бы сама по себе и подчиняется своим законам.
Но в том же XIX в. начали формироваться и иные тенденции. Во второй половине XIX в. в России возникает своеобразное умонастроение, называемое «русским космизмом». Оно не было школой в научном понимании, а являлось именно умонастроением широких кругов демократической интеллигенции. К течению «русского космизма» были близки многие естествоиспытатели и ученые, такие как К.Э. Циолковский, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и др. Суть этого учения и его основные черты:
1.Человек — это составная часть природы.
2. Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве. .
3. Человек и все, что его окружает, — это части единого целого — Вселенной.
В этом контексте не так уж важно, что одни называют Богом, а другие — Вселенной.
Для русского естествознания второй половины XIX в. характерны рассмотрение любых фактов во всех их взаимосвязях, стремление к обобщающим схемам. Яркими примерами этому служат периодическая система Д.И. Менделеева, высказывание И.М. Сеченова о том, что человека нужно изучать в единстве его плоти, духа и окружающей среды, учение о ноосфере русского ученого В.И. Вернадского.
Конец XIX — начало XX в. характеризуется кризисом в физике, который сопровождался нарушением прежних представлений о строении материи, ее свойствах, формах движения и типах закономерностей.
Ряд выдающихся открытий в физике — рентгеновских лучей, радиоактивного излучения урана, электрона — опровергали сложившиеся представления о материи и ее формах. М. Планком была создана теория квантов и энергии микрообъектов, А. Эйнштейном вскрыта количественная связь между массой и энергией связи атомов.
2. НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
Период новейшей революции в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее действие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в. началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.
1. Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:
■ с открытием электромагнитных волн Г. Герцем (1888 г.);
■ с открытием светового давления П.Н. Лебедевым (1899 г.);
■ с созданием теории относительности А. Эйнштейном (1905 г.);
■ с изобретением радио А.С. Поповым (1895 г.);
■ с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя (1856—1863 гг.);
■ с созданием Н. Бором (1913—1921 гг.) на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома, основанной на двух его постулатах, которые позволили решить противоречия между классической физикой и вновь полученными экспериментальными данными и разработка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д. Менделеева.
2. Второй этап новейшей революции в естествознании начался в середине 20-х гг. XX в. в связи:
■ с возникновением квантовой механики (см. ТЕМУ 3.5),
■ с сочетанием ее с теорией относительности;
■ с образованием общей квантово-релятивистской концепции.
3. Началом третьего этапа новейшей революции в естествознании явились:
■ первое овладение атомной энергией в результате открытия деления атомного ядра немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом в 1938 г., за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 г.;
■ последующие исследования (1940-1947 гг.), с которыми связано зарождение ЭВМ и новой науки — кибернетики.
Полное развитие этот этап получил в середине XX в. Его отличительной особенностью является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:
■ химия (особенно микрохимия, химия полимеров);
■ биология (особенно генетика, молекулярная биология);
■ кибернетика;
■ космонавтика и др.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что взаимодействие развития естествознания и общества неоспоримо, так как они не могут развиваться друг без друга. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского (1841 — 1911), «человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие... Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1981.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 2002. - 830 с.
3. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2005. — 520 с.
4. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. — 271 с.
5. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 434 с.
6. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 450 с.