Люди неискренние встречаются преимущественно между народами образованными. Нет состояния, более противного натуре человека. Неприятно носить одежду, которая сшита не по фигуре, везде жмет и затрудняет движения. Но что значит это по сравнению с моральным стеснением, которое связывает нас, когда мы надеваем на себя маску характера, чуждого нашей натуре, когда слова, поведение, действия - все противоречит нашим чувствам, нашей воле, когда мы бываем вынуждены подавлять наши наклонности и когда необходимо напрячь все нервы, чтобы сделать ложь похожей на правду.
Не нужно предпринимать ничего сверх своих сил. Природа дала нам путеводитель, на который следует полагаться. Это усталость — внутренний голос природы. Кто устал, тому нужно отдыхать.
Отвечая на вопрос, почему человек живет дольше большинства животных, автор называет следующие причины: клеточная ткань человека нежнее и мягче, нежели у ближайших к нему животных, а излишняя твердость и сухость приводят к преждевременной старости. Человек растет медленнее, все в нем происходит с меньшей скоростью, а чем медленнее совершаются возрастные изменения, тем жизнь продолжительнее.
«Сон — одно из самых мудрых установлений природы. Он приостанавливает и уменьшает истощение, которое влечет за собою жизненная деятельность. Ничто так не ускоряет истощения и ничто так более не способно преждевременно состарить человека, как недосыпание. Сон замедляет все жизненные отправления, компенсируя Дневные потери, ибо во время сна в нашем теле совершается процесс восстановления и питания, равно как и процесс отделения веществ бесполезных и вредных. Ложась и снимая белье, надо также слагать с себя и житейские заботы и беспокойства, чтобы и ум оставался в покое.
Из причин, сокращающих жизнь, нет ни одной, столь опасной и соединяющей в себе вредные условия, как злоупотребление любовными наслаждениями. Что же более может уменьшить в нас силы, как не трата жидкости, в которой содержится начальная искра жизни нового существа! Жизненная сила сосредоточена в семенных жидкостях, и малейшей частички их достаточно, чтобы воззвать к жизни новое существо. Можно ли себе вообразить средство лучше этого для восстановления и сохранения нашей собственной жизненной силы? Что в состоянии давать жизнь, то должно также и сохранять ее»,— писал Гуфеланд,
Брак, бесспорно, должен занять важное место в числе средств, содействующих продолжительности нашего существования. Действительно, брак есть единственно от нас зависящее средство, дающее должное направление инстинкту, влекущему один пол к другому. Он избавляет от двух крайностей, равно вредных: от злоупотребления половой жизнью и от совершенного воздержания. Брак умеряет наслаждение и делает его правильным. Все люди, дожившие до глубокой старости, были женаты.
Гуфеланд утверждал, что восстановление здоровья и продление жизни не всегда одно и то же и что важно не только излечение болезни, но и способ ее излечения.
«Всякая болезнь сопровождается потерей сил. Если лекарство действует на тело сильнее, нежели сама болезнь, то, излечивая больного, оно ослабляет и сокращает его дни более, чем болезнь, предоставленная самой себе». Это действительно и случается, когда для лечения употребляют сильнодействующие средства.
«Никогда не должно терять из виду, что есть болезни, которые могут быть полезны и необходимы человеку для продления его существования. Они суть усилия природы, служащие для установления в теле равновесия и отведения из него болезненной или посторонней материи, что освобождает тело от заразы. Если врач ограничится уничтожением такой болезни, не обратив внимания ни на причины ее, ни на последствия, могущие произойти от его лечения, то он только сдержит усилия, которыми природа старалась излечить саму болезнь. Такой врач, погашая огонь снаружи, сильнее раздувает его внутри; он питает материальную причину болезни, которую природа победила бы сама, если бы ей не воспрепятствовали и если бы не дали злу укорениться и сделаться неизлечимым. Встречается немало примеров, когда больные, думая, что совершенно излечились от лихорадки, кровавого поноса и пр., впадают в чахотку или неизлечимые нервные болезни. Всякий согласится, что подобное лечение сокращает продолжительность жизни, хотя им на время и излечивается болезнь».
3. Средства продления жизни, или правила рациональной макробиотики
Каким же образом можно предохранить себя от болезней? В случае, если они обнаружатся, как их лечить? И как пользоваться медициной, чтобы продлить свое существование?
«Болезни происходят по двум причинам: от каких-нибудь особенных обстоятельств и от расположения тела, вследствие чего оно делается способным пострадать от действия известной причины. Следовательно, для предотвращения болезней есть только два способа: устранение причин болезней или устранение возможностей их развития».
Первый способ, к которому в основном прибегают, мало надежен, ибо человеку, живущему в обществе, трудно избежать разнообразных и многочисленных влияний, окружающих его, и поэтому для него становится невозможным устранить причины болезней. И чем более мы устраняем факторы, которые могут вызвать болезни, тем они сильнее на нас действуют при предоставившемся случае. Так, ни на кого столь сильно не действует простуда, как на тех, кто приучил себя к теплу.
Второй способ предотвращения болезней гораздо эффективнее. Его суть в том, чтобы помочь телу освоиться со всеми внешними влияниями и сделать его нечувствительным к вредным воздействиям. Кроме того, каждый из нас должен понять свое особенное расположение к болезням, дабы уничтожить его или, по крайней мере, избегать случаев, могущих привести к болезни. На этом основывается индивидуальная диететика. Древние в этом отношении были умнее нас. Их изыскания — астрологические, хиромантические и другого рода — имели главнейшей целью определение физического и психического склада человека, дабы, сообразуясь с ним, назначить ему надлежащий образ жизни и диету.
Как же К. Гуфеланд советовал поступать при заболеваниях?
«Во-первых, никогда не следует употреблять лекарства без достаточной к тому надобности. Часто случается, что от этого только и образуется болезнь, которой желали избежать. Во-вторых, надо помнить, что на лечение нередко растрачивается часть жизненной силы и, следовательно, сокращается жизнь. И наконец, в третьих. Коль скоро обнаруживается причина болезни, тотчас следует обратить на нее внимание. Тотчас должно у врага своего — болезни отнять пищу, на что указывает спасительный инстинкт натуры не только человеку, но и всякому животному, отвращая при болезни от пищи, потому что организм не в состоянии в это время ее переварить. Но взамен нужно больше пить, и лучше всего воду. Надо оставаться в покое, и лучше всего лежать в постели. Этими простыми средствами, указываемыми нам самой природой, если мы только захотим послушаться ее голоса, можно уничтожить множество болезней в самом их начале».
В качестве доказательства К. Гуфеланд приводит высказывания многих долгожителей, которые таким образом избавлялись от всякого легкого недуга.
Кристофер Гуфеланд ввел в свою книгу целую главу, которую называл «Средства продления жизни, или правила рациональной макробиотики». Для продолжительности жизни человека важно здоровье его родителей и момент, в который совершилось зачатие, считал он. Воспитание ребенка должно быть таким, чтобы умерять его чувствительность.
«Можно смотреть на каждый день как на нашу жизнь в миниатюре: утро представляет юность, полдень—зрелый возраст, вечер — старость. Зачем же не предпочитать юность для своих занятий вместо того, чтобы ими обременять себя вечером, в возрасте изнурения и старости? При пробуждении мы действительно чувствуем себя помолодевшими. Человек никогда так совершенно не наслаждается чувством своего бытия, как в прекрасное утро. Кто не пользуется этим временем суток, тот не пользуется каждодневной юностью нашей жизни. Все люди, дожившие до глубокой старости, вставали рано».
И в заключение важно подчеркнуть такую мысль К. Гуфеланда о долголетии: «Цель медицины — здоровье; цель макробиотики — продление жизни. Способы врачебные сообразуются с настоящим положением больного человека и с переменами, какие могут произойти от употребления их; средства макробиотики распространяются на всю продолжительность жизни. Медицина ограничивается только тем, чтобы восстановить здоровье, не заботясь иногда о том, не сокращают ли жизнь используемые ею средства, что нередко случается при некоторых методах лечения; она смотрит на болезни как на зло, которое стремится искоренить; макробиотика показывает, что некоторые болезни могут даже служить к продлению жизни.
Медицина старается укрепляющими и другими своими средствами возвести человека к вершине физического совершенства и силы; макробиотика показывает, что и в этом случае нужна мера и что эти же самые укрепляющие средства могут ускорить развитие и, следовательно, сократить жизнь.
Медицина учит только распознавать и побеждать лишь некоторых врагов жизни — болезни, и она находится в таком отношении к макробиотике, как сама болезнь к жизни. Поэтому на практическую медицину должно смотреть как на вспомогательную науку, которая подчиняется высшим законам макробиотики».
Заключение
Будучи искусством продления жизни, макробиотическая наука стремится уменьшить возможность наступления преждевременной смерти и рассматривает естественную смерть от старости как идеальную и единственно приемлемую.
В целом, все формы преждевременной смерти являются результатом различных влияний, ситуаций и обстоятельств. Эти влияния можно разделить на четыре широкие категории: естественная среда, здоровье и пища, социум, наша реакция (или её отсутствие).