Смекни!
smekni.com

Антропология (стр. 10 из 13)

Северную группу финноязычных народов представляют саамы, или лопари (около 2 тыс.), проживающие на Кольском п-ве. Большая часть саамов живет в Норвегии, Северной Швеции и Финляндии.

Финноязычным народом северо-востока Европейской части являются коми, очень близки к ним коми-пермяки.

Самый крупный финноязычный народ Поволжья – мордва (1263 тыс.). К финнам Поволжья относятся также марийцы, подразделяющиеся на горных, живущих на правом высоком берегу Волги, и луговых – на левом низменном берегу.

С указанными народами Поволжья много общего в культуре обнаруживают чуваши.

К тюркоязычным народам Европейской части принадлежат также татары (5931 тыс.), широко расселенные.

На территории Европейской части СНГ расселены евреи, общая численность которых составляет 2151 тыс. человек.

В целом по своему антропологическому составу народы европейской части очень сходны с народами средней и северной областей Западной Европы.

Все попытки некоторых зарубежных антропологов противопоставить «запад» «востоку» в историко-культурном и в расовом отношении находятся в противоречии с фактами.

Вопрос 3. Этнический и антропологический состав северной Азии

Основным по численности народом в Сибири являются русские. Массовое переселение русских за Урал началось в конце XVI в. и шло в последующие столетия из различных частей Европейской России. В ряде районов Сибири русские старожилы в значительной степени смешались с коренным населением. По переписи 1970 г., численность русских в Сибири достигла 21,5 млн. человек. Численность коренного населения превышает 1 млн. человек; оно относится по языку к нескольким группам: угорской, самодийской, тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской и так называемой палеазиатской.

К угорской группе относятся в Сибири два весьма близких по языку и культуре народа: ханты (остяки) и манси (вогулы), называемые также обскими уграми.

К народам самодийской языковой группы относятся ненцы (28»5 тыс.) и селькупы (4,2 тыс.).

К тюркоязычным народам в Южной Сибири относятся: алтайцы – коренное население Горно-Алтайской автономной области (55,8 тыс.), хакасы – коренное население Хакасской автономной области (66,7 тыс.), тувинцы – коренное население Тувинской автономной республики (139,4 тыс.), шорцы, жители южных районов Кемеровской области (16,5 тыс. человек) и тофалары, или карагасы.

К тюркоязычным народам относятся сибирские татары – тобольские, тюменские, барабинские и др. (около 450 тыс. вместе с татарами переселенцами из Европейской России). Другой тюркоязычный народ Сибири – якуты.

Монголоязычная группа представлена в Сибири одним народом – бурятами.

Тунгусо-маньчжурская группа включает ряд народов Сибири. Наиболее крупным из них являются эвенки, которые в старой литературе назывались тунгусами.

К северным эвенкам по языку и культуре близки эвены (ламуты), живущие в северо-восточных районах Якутии.

В южную, или маньчжурскую, группу входит ряд небольших по численности народов нижнего течения Амура, Приморья и Сахалина: нанайцы (гольды), живущие по берегам Амура, ниже Хабаровска (10 тыс. человек), ульчи – по Амуру, восточнее нанайцев (2,4 тыс.), орочи – в районе Советской Гавани (1,1 тыс.), удэгейцы (1,5 тыс.), населяющие тайгу по хребту Сихотэ-Алинь, ороки (самые малочисленные) на восточном берегу Северного Сахалина.

Группа палеазиатских языков включает народы Сибири различных между собой и не включаемых ни в одну из рассмотренных выше крупных лингвистических групп. К палеазиатским (по языку) народам относятся: чукчи (13,6 тыс.) и коряки (7,5 тыс.).

Коренное население полуострова Камчатки – ительмены – в настоящее время в значительной степени слилось с русскими.

В Амурском лимане и на Северном Сахалине живут нивхи (4,4 тыс.).

К палеазиатским относятся также юкагиры.

Совершенно изолированное положение по языку занимают кеты (1,2 тыс.), живущие в низовьях р. Подкаменной Тунгуски и по рекам Курейке и Елогую.

На северо-востоке Сибири живут эскимосы (1,3 тыс.) и алеуты (0,4 тыс.).

В антропологическом отношении коренное население Сибири характеризуется преобладанием монголоидных особенностей. Монголоидный комплекс признаков наиболее выражен у народов Средней и Восточной Сибири, которые антропологически относятся к разным вариантам североазиатской расы.


Тема 9. Факторы расообразования

Вопрос 1. Структура расы

Исследования последних лет принесли большую информацию о вариациях генетических маркеров и изменили взгляд на само существо расовой проблематики. Они впервые снабдили нас конкретными сведениями о человеческих популяциях, их размерах, внутренней структуре, т.е. родственных связях, входящих в популяции индивидуумов, их динамике во времени.

Возникновение популяций зависит не только от мощности генетического барьера, но и от продолжительности его действия. Мощность генетического барьера зависит от его проницаемости: чем меньше проницаемость барьера, тем больше его мощность, и наоборот. Опыт популяционно-генетических исследований и история свидетельствуют о том, что абсолютно непроницаемых барьеров в человеческом обществе вообще не существует. Они всегда пробиваются внебрачными отношениями.

Признавая популяционную структуру человечества, следует помнить, что оно состоит не из отчетливо выраженных и четко отделенных одна от другой популяций. Таких популяций немного, и они уникальны. Внутри современного человечества широко представлены области, характеризующиеся популяционной непрерывностью.

Размеры популяций, реально исследованных в разных районах мира, могут насчитывать от нескольких сот и даже десятков человек.

Вопрос 2. Основные факторы расообразования

Теория происхождения современного человечества от единого корня тесно связана с признанием важной роли географической среды в процессе формирования человеческих рас.

Сторонники моногенизма еще в XVIII в. видели в различиях природных условий единственную или главную причину возникновения расовых особенностей у расселившихся по земле потомков одного общего предка. Полигенисты же резко критиковали и даже высмеивали идею о том, что «белый» человек может превратиться в негра, а негр в «белого» в результате перемены климата. Ошибка полигенистов заключалась в том, что они стремились, разрешить вопрос о происхождении рас в пределах одного или нескольких поколений, между тем как в действительности речь, очевидно, должна была идти только о весьма длительном влиянии внешних условий. Кроме того, полигенисты не предусматривали возможности существования в прошлом промежуточного, исходного типа, который менее резко отличался от своих потомков – негров и «белых», чем эти последние друг от друга.

Вопрос 3. Изменчивость расовых признаков

Изменения под непосредственным влиянием среды в одном поколении, пока еще мало изучены. Расовые признаки в целом значительно менее пластичны, чем, например, физическое развитие, обилие жироотложения, упругость мускулатуры и другие нерасовые признаки. Известно, что европеец, негр, монгол полностью сохраняют свой расовый тип в течение всей своей жизни, даже если они родились в иной географической среде, вдали от ареала происхождения своей расы.

С тех пор как в науке стали приписывать происхождение человеческих рас влиянию внешней среды, естественно, стали также пытаться доказать, что каждая раса лучше всего приспособлена к тем географическим условиям, в которых она образовалась.

Человек связан с природной средой не прямо, а через посредство общества и материального производства.

Человек приспосабливает среду к своим потребностям, чем и избавляется, в отличие от всех живых существ, от необходимости перестраивать себя, т.е. приспосабливать свои органы к среде.

Вопрос 4. Адаптация и человек

Примеры адаптивной изменчивости человека очень многочисленны. В первую очередь возникает вопрос о возможности распространения на человека «экологических правил», установленных для животных. После длительной дискуссии на эту тему его можно считать решенным положительно. Более того, помимо экологических правил Аллена, Бергмана и Глогера, для человека было установлено новое правило Томсона и Бакстона, выражающее зависимость ширины носа от климатических показателей.

Согласно правилу Бергмана, наблюдается зависимость между температурой среды и размерами тела гомотермных животных: в районах сурового арктического и антарктического климата размеры тела больше, чем в тропической зоне.

Применительно к популяциям человека аналогичное соотношение продемонстрировано сразу для нескольких признаков: длины, веса и поверхности тела. Каждый из этих признаков в отдельности может служить показателем общих размеров тела.

Межгрупповые корреляции этих показателей со среднегодовыми температурами обнаруживают закономерный характер и высокую степень связи между ними: и длина тела, и его вес связаны со средней годовой температурой отрицательной корреляцией.

Правило Аллена трактует связь с климатом не размеров, а пропорций тела гомотермных животных. В холодном климате они имеют укороченные конечности и отличаются более плотным сложением.

Правилом Глогера устанавливается интенсивность окраски животных в зависимости от широты местности: чем ближе к тропикам, тем окраска интенсивнее.

Все особенности человеческого организма, в которых выявлено приспособление к условиям среды в широком смысле оказываются в той или иной мере наследственными. Следовательно, речь идет о действительно адаптивных свойствах человеческого организма, претерпевших под влиянием и в процессе приспособления к среде глубокую внутреннюю перестройку, затрагивающую и гены, а не о кратковременных фенотипических сдвигах акклиматизационного характера.