Смекни!
smekni.com

Бонитировка Михайловского района по сибирской косуле (стр. 3 из 6)

С учетом этих обстоятельств в Челябинской области разработана и внедрена новая система организации подкормки косуль с помощью переносной комбинированной кормушки.

Кормушка оборудуется следующим образом. В землю на глубину 30-35 см вбиваются шесть кольев каждый высотой 2-2,5 метра. Они образуют собой остов кормушки.

На высоте 60-80 см над землей внутри остова из тонких жердей образуется настил. Скошенная в течение дня и подсушенная (подвяленная) до 50-60 процентов влажности зеленая масса травы укладывается на настил слоем до 30-40 см и пересыпается солью. Поверх сложенной травы в кормушку укладывается вдоль остова веточный корм (ветки березы, осины, ивы и др.). Диаметр срезанных веток не должен превышать 2-3 см. На выложенные ветки вновь укладывается подвяленная трава, также солится и снова выкладываются ветки деревьев. экономического обоснования увеличивались пахотные земли, канула в лету. Во многих регионах ранее распаханные малоурожайные земли зарастают сорняками, что является благоприятным явлением для косули и некоторых других диких животных; часть этих брошенных земель с успехом можно на законном основании превратить в кормовые поля.

Нужно отметить, что косуля осторожно принимает новый для нее вид корма. Так было в Челябинской области с освоением рапса. Вначале животные, очевидно попробовав осенью зеленые листья рапса, отдающие горечью, пренебрегали им даже зимой; однако позднее, после того как под воздействием холодов листья рапса утратили горечь, косули вначале осторожно, а затем все более интенсивно стали жировать на рапсе. В настоящее время озимый рапс является одной из основных культур, употребляемых косулей в зимний период.

Другая сельскохозяйственная культура, доминирующая в подкормке косули и лося во многих районах Челябинской и Курганской областей, - подсолнух. Эта культура не является новой в сельском хозяйстве, однако ее использование в качестве подкормки для диких копытных животных еще 15-20 лет назад ни в Челябинской, ни в Курганской областях не осуществлялось.

Познакомившись с опытом Саратовской области, где лоси активно жируют на оставленных в зиму плантациях подсолнуха, автор организовал посадки подсолнуха в ряде государственных охотничьих заказников Челябинской области - специально на корм копытным. Такие участки были выбраны в местах постоянного обитания лосей и косуль. Зимой 1980 года на небольших участках подсолнуха (3-4 га) стали активно жироваться как лоси, так и косули.

В дальнейшем этот опыт был внедрен во всех охотничьих хозяйствах области и дал положительный результат. Позднее, ознакомившись с'опытом Челябинской области, начальник охоту правления Курганской области Н.Г. Маслов развернул работы по посеву подсолнуха на корм копытным животным в своей области в значитель-

но большем объеме. Еще масштабнее и углубленнее эта работа была продолжена в охотничьих хозяйствах Курганского областного общества охотников под руководством В.А. Останина, Результатом ее стал необычный для Зауралья рост численности косули - с 7 тыс. особей в 1985 году до 75 тыс. в 1995 году.

Вместе с посевом подсолнуха в этих хозяйствах велись и другие работы: по увеличению кормовой емкости угодий, сокращению численности хищников и пресечению браконьерства. Все эти мероприятия позволили существенно поднять плотность населения косули в охотничьих хозяйствах облохотсоюза (более чем сто особей на 1000 га пригодных угодий; Останин, 1996). Однако со временем дала о себе знать и отрицательная сторона этого опыта.

Дело в том, что интенсивная зимняя подкормка снижает действие лимитирующего фактора и приводит к росту поголовья. В итоге охотничье хозяйство должно изымать большее количество животных или же прогрессивно увеличивать объем подкормки для все возрастающего стада. Во втором случае рано или поздно большому количеству косуль все же может не хватить естественных ресурсов даже летом, не говоря уже о зимнем "узком" периоде. Таким образом, зависимость животных от подкормки может в итоге привести к бескормице и массовой гибели.

Именно такая ситуация возникла в Курганской области, где, например, в период с феврадя по апрель многоснежного 1998 года произошла массовая гибель сибирской косули. По расчетам специалистов, такие ежегодные внепромысловые потери курганской популяции косуль, включая эмиграцию, превышают 30 тыс. (!) особей, что гораздо больше ресурсов этого вида во многих областях России (Данилкин, Останин, 1998).

Для того чтобы не допускать подобных ситуаций, необходимо постоянно поддерживать соответствие между численностью косули и зимней естественной кормовой емкостью угодий (с учетом искусственной подкормки), оставляя в зиму прежде всего здоровую репродуктивную часть популяции. Научными исследованиями установлено, что количество потребляемой косулями пиши непосредственно связано с питательностью кормового рациона и зависит от периода года, доступности корма, возраста, пода и физического состояния животных. Энергетические затраты европейской косули в среднем в сутки составляют 2000 ккал: летом - 2800, зимой - 1300 ккал. Сибирским косулям требуется для нормального существования около 3700-4000 ккал летом и 2500-2600 ккал зимой. Суточный рацион европейской косули зимой находится в пределах 1,3-2,5кг, а летом он увеличивается до 4,6 кг. Суточный рацион сибирской косули летом составляет 6,2 кг. Зимой, когда метаболизм животных существенно снижается, потребление ими корма становится минимальным, его объем по сравнению с летом уменьшается в 1,4-1,6 раза (Холодова, 1986; Данилкин, 1999). Исходя из этих показателей, необходимо оценивать естественную кормовую емкость угодий и необходимый объем зимней искусственной подкормки - с учетом количества зверей, оставляемых в зиму.

Косули, как и другие представители семейства оленьих, - жвачные животные. Процесс пищеварения у всех жвачных животных имеет такую особенность, как отрыгивание заглоченной в первый отдел желудка (рубец) пищи и ее вторичное пережевывание (жвачка), что невозможно без наличия в желудке достаточного количества воды.

По оценке А.А. Данилкина, в любой сезон года доля воды в содержимом желудка косуль, при питании естественным кормом, составляет не менее 80 процентов. Эту воду они получают с пищей или на водоеме.

Летом содержание воды в пище копытных примерно соответствует ее обычному содержанию в желудке. Зимой доля воды в естественных кормах снижается до 40 - 50 процентов (Данилкин, 1999). Однако в подснежных кормах (зеленые озимые, вечнозеленые кустарнички - брусничник, черничник, рапс) может достигать 70-80 процентов. Уменьшение содержания воды в организме животных ниже определенного предела приводит к их гибели (Данилкин, 1996).

Фундаментальные исследования А.А. Данилкина о влиянии водного обмена на жизнедеятельность косули и других копытных животных в условиях зимнего периода имеют не только большое научное, но и важное практическое значение. Он пишет: "Можно с уверенностью утверждать, что в России с ее суровым климатом и многоснежием зимой диким копытным не хватает не только пиши, но и воды...

... При недостатке воды косули вынуждены поедать снег и тем больше, чем меньше воды содержится в пище. Однако снег почти лишен солей, и на его плавление требуются дополнительные, весьма существенные энергоресурсы. Поэтому в нормалъных условиях и при изобилии естественной влажной пищи косули и другие дикие копытные снег практически не употребляют, как и сухие корма, влажность которых составляет всего лишь 12-22 процента".

В охотничьих хозяйствах в суровые многоснежные зимы, при острой нехватке не только зимних кормов, но и воды, косули идут к кормушкам, заправленным сухими кормами, и к стогам сена. При длительном питании сухим кормом из-за недостатка воды у них нарушается процесс пищеварения и водно-солевой обмен. Они постепенно слабеют и обычно гибнут в конце зимы вблизи кормушек и стогов сена.

Научные исследования и опыт, накопленный в охотничьих хозяйствах России, сегодня настойчиво требуют отказаться от сложившегося стереотипа в организации подкормки диких копытных животных с использованием сухих, заранее заготовленных кормов. Необходимо максимальное увеличение в охотничьих хозяйствах площадей кормовых полей с посевом на них в зиму влагоемких, высокостебельных растений: подсолнуха, рапса, донника, топинамбура, козлятника, амаранта, сои. гороха, овса, вики, люцерны, эспарцета, а также озимых культур - пшеницы и ржи. На таких полях, как показала практика, копытные кормятся практически круглогодично, запасая при этом значительные энергетические резервы в виде жира. При использовании для подкормки заранее заготовленных сухих кормов (сена, древесно-кустарникового веточного корма, веников из крапивы, иван-чая, топинамбура, рапса, шляпок подсолнуха) необходимо обеспечить их максимальное увлажнение за счет снега {путем раскладки на снежных придорожных брустверах, втыкания в снег и т.д.); кроме того, необходимо сбрасывать снег с верхушек небольших стожков и копен сена. Важным элементом увеличения влажности сухих кормов является подсолка его во время заготовки и хранения. Подсоленное сено, веточный корм, веники, выложенные на снег, активно на него воздействуют, превращая в подсоленную воду. В этом плане описанная выше комбинированная переносная кормушка является наиболее эффективным способом подкормки косуль, так как обеспечивает животных достаточно влажным кормом, содержащим при этом соли натрия.

Проводимые в настоящее время в охотничьих хозяйствах биотехнические мероприятия (подкормка сухими малокалорийными кормами) находятся, по оценке А. А Данил-кина, в противоречии с физиологическими и энергетическими потребностями животных. Такие подкормки лишь усугубляют дефицит воды и при недостатке естественной влажной пищи наносят копытным вред.

Важное значение для нормальной жизнедеятельности копытных животных имеет минеральная подкормка. Потребность в солях натрия и т.д. звери испытывают в течение всего года. Она усиливается во время линьки, роста рогов, при беременности, лактации, истощении, болезнях, травмах и ранах (Паничев, 1998). Специальными исследованиями установлено, что наибольшая потребность в солях у копытных наблюдается в период дефицита кормов - в апреле-мае (Злобин, 1985).