Смекни!
smekni.com

Гипотеза возникновения человечества (стр. 4 из 5)

2.2. Деятельная сущность человека. Исходное отношение к миру

Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла трудовая гипотеза, высказанная Ф. Энгельсом. Определяющее значение труда, однако, нельзя толковать механистически, абсолютизируя его. Антропосоциогенез носил комплексный характер. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального фактора, в связи с которым формируется и общежитие, и членораздельная речь, и рациональное мышление. Труд сам имеет генезис, пре­вращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность и т. п.

В процессе антропогенеза развитие новых типов дея­тельности ускоряло эволюцию организма, формировался человеческий генотип и развивался генотип моделей человеческой деятельности. Благодаря этим антропо-творческим процессам человек стал автономным суще­ством. Антропогенез можно назвать процессом самопо­рождения человека посредством производительного тру­да, материальной практики.

Животные не вырабатывают сознательной регуляции •своей деятельности. Она присуща исключительно чело­веку и есть результат развития труда, а также связан­ных с ним процессов взаимодействия между людьми и передачи опыта из поколения в поколение. Сознатель­ная регуляция деятельности включает три существен­ные особенности: 1) она основана на общественном опыте, поскольку труд уже по своему происхождению является совместной, коллективной деятельностью; 2) сознательная регуляция более, чем какая-либо другая, является системной, характеризуется взаимосвязан­ностью и организацией; 3) осуществляется в символи­ческой форме (появляются язык, культура и т. п.).

Особенно важно подчеркнуть роль общения между людьми. Современные этологические и зоопсихологические исследования показывают, что у высших животных имеет место наглядно-действенное и даже наглядно-об­разное мышление, о чем свидетельствует, например, способность обезьян к сложной орудийной деятельности, в том числе к изготовлению простейших орудий труда. Животные способны актуализировать образы невоспринимаемых в данный момент предметов и предвосхищать с их помощью результаты своих действий, улавливать некоторые причинно-следственные связи. Есть сведения об элементах функционального употребления ими зна­ков. В экспериментах с шимпанзе отчетливо видно, что последние используют протоязык(мимиознаки,кине-знаки,физиознаки). Они могут спонтанно употреблять «базовые понятия», комбинировать знаки.

Однако даже высшие животные не поднимаются до вербально-понятийного мышления, не могут перейти от коммуникации, построенной по принципу часть/целое, к коммуникации знак/значение. «Язык» антропоидов, усвоенный ими в экспериментах, не служит для позна­вательной деятельности, для регуляции собственного поведения и психических процессов. Его употребление носит эгоцентрический характер, в отличие от общест­венного использования языка человеком. Через знако­вый компонент в мышление человека и входит созна­тельная регуляция, развившаяся в совместной трудовой деятельности, в процессе формирования системы обще­ственных отношений.

2.3.Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность челове­ка

Человека от животного отличает материальное производство как творчество, в котором воплощены его физические и духовные способности. Оно характеризует осмысленную работу. Производство — не только изго­товление орудий с помощью орудий, но и создание раз­личного рода объектов, которые используются непосред­ственно для потребления: жилищ, одежды, утвари, укра­шений. Существенно меняются старые и возникают но­вые виды деятельности. Эта деятельность немыслима вне общества, ни один отдельно взятый человек не мо­жет ею заниматься. Постепенно складывается перво­бытный коллектив с уравнительным распределением. Добытая пища —собственность общины. Появляются нормы, правила поведения, обязывающие делиться до­бытым. Утверждение общей собственности на пищу тре­бовало ликвидации системы доминирования, имеющей место у животных в сфере распределения, а тем самым и доминирования вообще. Обеспечить сплоченность объединения должна была теперь новая сила—возни­кающая мораль (прамораль), имевшая своей основой формирующиеся отношения собственности. Появляются коммуналистические отношения. Их становление сопро­вождается появлением первых захоронений, преднаме­ренных погребений. Возникают представления о душе. Забота о мертвых не могла появиться без заботы о жи­вых. Мертвых боялись. Этим объяснялись могильные ямы, засыпание трупов землей и т. п. Интересна раскоп­ка в местечке Шанидар (Ирак, 60 — 44 тыс. лет), где найдены останки взрослого мужчины-калеки в возрасте 40 — 60 лет. По-видимому, можно предположить, что к тому времени начали складываться сугубо человеческие отношения, проявляющиеся в заботе о слабых. Опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не подпускают их к пище, совер­шенно не заботятся о них, забивают.

Регулирование брачных отношений становится необ­ходимостью в процессе воспроизводства людей. Утверж­дение коммуналистических отношений означало установление контроля над пищевым инстинктом. Но кроме него важным индивидуалистическим инстинктом был половой. В стаде предлюдей отношения полов регули­ровались системой доминирования. Доминирующие самцы имели доступ к самкам. С переходом к праобществу возник новый механизм регулирования, появи­лись запреты—табу, например, запрет половых отно­шений внутри рода. Нарушителей карали смертной казнью. По-видимому, запреты были связаны с тем, что конфликты на почве удовлетворения полового ин­стинкта приводили к открытым столкновениям, расстра­ивали хозяйственную жизнь праобщин, мешали ее спло­ченности. Вначале возник запрет половых отношений накануне и во время охоты.

От эндогамии (половые связи внутри рода) прими­тивная община переходит к агамии (исключения близ­кородственных брачных контактов)- и экзогамии (меж­родовые связи). Что послужило поводом к установле­нию агамии и эндогамии, неясно. Возможно, как было отмечено, стремление избежать внутриродовых кон­фликтов. Возможно, по гипотезе, выдвинутой современ­ными генетиками, мощные мутации под воздействием радиации в зонах обитания ирапредков. Дело в том, что эндогамная группа с относительно ограниченным тенофондом наиболее восприимчива к мутагенным фак­торам, ведущим к самым пагубным последствиям.

Внутристадийный мир мог быть достигнут лишь в процессе осознания рода в качестве некоторого единого образования. Важную роль здесь сыграло такое явле­ние, как тотемизм. Тотем мыслился как мифический прародитель группы. Чаще всего это было какое-то животное. Внутри общины мифический тотемный пра­родитель стал олицетворением ничейности самок. По­степенно упорядочивались брачные отношения между родами, приобретая строгую социальную регламента­цию. Род — это уже не биологическая, а «протосоциальная» реальность. Только люди знают и классифицируют родственные связи.

2.4. Человеческое сообщество, его отличительные признаки.

Нравственно-социальные запреты касаются всех членов общины — а слабых, и сильных. Они принципи­ально несводимы к инстинкту самосохранения и имеют характер обязательств, нарушение которых влечет за собой наказание. Наряду с запретом на кровосмеситель­ство возникает абсолютный запрет на убийство сопле­менника, а также требование поддержания жизни (прокормления) любого соплеменника, независимо от его физической приспособленности к жизни. С осознанием «права на жизнь» в ходе антропосоциогенеза совершил­ся необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Причисление себя к роду, признание себя родовым (общественным) существом вело и к осо­знанию себя, своего Я.

Таким образом, человеческое сообщество в отличие от животного характеризуется рядом признаков:

1) уме­ние изготовлять орудия труда с помощью других орудий и использовать их в целях производства;

2)наличие по­требностей, чувственного восприятия, умственных навы­ков, развивающихся исторически;

3) формирование на­выков, осуществляемых только в обществе;

4) жизнедея­тельность носит не биологически запрограммированный характер, а сознательно-волевой, социально обусловлен­ный;

5) каждый отдельный индивид рода homosapiensдолжен пройти этап «социализации» для утверждения своего права принадлежать к общности и т. п.

Тем не менее, человек — существо не только социаль­ное, но и биологическое, природное, ему присущи все биологические закономерности, однако они носят «оче­ловеченный» характер. Это предполагает выявление кон­кретно-исторических детерминант его сознания и дея­тельности, различных исторических форм бытия чело­века.

Бытие человека предстает в нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в осо­бенных формах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических, социальных), наконец в общей родовой форме человечества. Биологическое и социаль­ное в человеке реализуется через культуру. Человек творит культуру, но и сам творим ею, ибо в фило- и онтогенезе связь с социумом осуществляется посредством культуры — этого «механизма» социального наследова­ния, дополняющего у человека наследование биологиче­ское. Эта истинно диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его са­мой сложной системой из всех существующих в мире.