План
1. Здоровье человека
2. Индивидуальное и популяционное здоровье
3. Здоровый образ жизни
Здоровьечеловека
Понятие «здоровье» отражает одно из двух важнейших состояний человека; противоположным ему является болезнь. Учение о здоровье прошло многовековой путь развития, своими корнями оно уходит в медицину и философию Древней Греции и Древнего Рима.
Здоровье – индивидуальное психосоматическое (душевнотелесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). Выделяют типы здоровья (в зависимости от того, кто является его носителем – человек, группа, население): «индивидуальное здоровье» (человек, личность), «здоровье группы» (семья, профессиональная, половозрастная группа, «страта-слой»), «здоровье населения» (популяционное, общественное). В соответствии с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается количественная и качественная его характеристика.
Подавляющее большинство людей с детства настолько привыкает к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумывается о не уже тогда, когда оно основательно подорвано и человеку приходится обращаться к врачу. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
В современной литературе существует более 100 определений понятия здоровья; исходным для них является определение приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека сулят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок. При соответствующих показателях, отсутствие жалоб со стороны индивида ставят диагноз «Здоров». В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное здоровье», которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском.
В настоящее время вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья): от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье). Определение уровней здоровья имеет большое практическое значение, так как позволяет решать большой спектр проблем от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.
О характере направленности социальной политики государства судят, в первую очередь, по показателям здоровья населения, куда входят рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д. В связи с тем, что по основным показателям здоровья населения Российская Федерация существенно отстает от большинства промышленно развитых стран, первоочередной задачей государства является формирование политики всемерного стимулирования государственных и общественных организаций на развитие физкультурного движения в стране.
Индивидуальное и популяционное здоровье
Вопросами наследственного развития здоровья человека как вида и возможностями его улучшения около 150 лет назад стала заниматься одна из ветвей биологической науки – евгеника. Принципы евгеники были впервые сформулированы в 1869 году английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном, предложившим изучать влияние и воздействия, которые могут улучшать наследственные качества (здоровье, умственные способности, возможности приспосабливаемости и т.д.) будущих поколений. На протяжении своей истории эта наука испытывала как периоды большого внимания и активного развития (особенно в начале ХХ века), так и времена критики или спада интереса. Были моменты, когда теоретические идеи применялись для оправдания расовых теорий и даже государственной политики отдельных стран (например, фашистской теории «расовой гигиены» или законов некоторых штатов США о стерилизации слабоумных), которые выдвигали цели, весьма далеких от гуманистических. Это привело даже к обсуждению вопроса о правомерности употребления термина «евгеника» как название научного направления в биологии.
Часть ученых полагает, что со временем основное содержание этих вопросов должно перейти к таким наукам, как генетика человека, медицинская генетика, генная инженерия, т.е. наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда нации, совершенствование генотипа человека. По-видимому, объединение этих наук под названием «евгеника» или иным произойдет после того, как перечисленные отрасли медицины и биологии, биохимия и генетики, биологической и экологической этики и других научных разделов приблизятся к практическому решению вопросов обеспечения наследственного здоровья человека как единой комплексной многофакторной системой задачи о достижении социально-биологического равновесия в природной среде, включающей человека.
С точки зрения методологии изучения здоровья человеческой популяции наблюдается медико-биологический и молекулярно- генетический редукционизм: антропология сводится к биологии, а последняя – к молекулярной генетике. По мнению социобиологов, новые принципиальные решения вносит теория генно-культурной коэволюции, которая построена на исходном утверждении о том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции происходят совместно ( В. Эфроимсон, М. Голубовский).
Коэволюция – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, это понятие постепенно приобрело статус общенаучной категории.
Гены и культура в этом процессе неразрывно связаны, но базовая роль отводится генам, которые закладывают предпосылки поступков человека.
Достижения медицины определили новые направления в проблеме развития человека, но в известной мере обострили морально-этические проблемы, с которыми сталкивается врач в общении с пациентом. С одной стороны, и с обществом – с другой. Эти проблемы возникали всегда и часто не имеют однозначного решения, а в различных культурных традициях имеются и прямо противоположные варианты решений. К этим проблемам относятся и вопросы клонирования человека.
Есть ли пределы поддержания жизни смертельно больного человека, с какого момента можно считать наступление жизни или смерти, допустима ли эвтаназия и другие подобные вопросы всегда занимали и врача, и его пациентов.
Эвтаназия – понятие, разрабатываемое в этике применительно к сфере медико-биологических исследований, которое определяется как легкая и безболезненная смерть или отсутствие действий по недопущению смерти. Может быть добровольной и недобровольной, активной, т.е. с использованием средств медицины, и пассивной – как отказ от мер, поддерживающих жизнь.
В ряде стран пассивная добровольная эвтаназия разрешена законом, хотя ее бывает трудно отличить от врачебной халатности. Сегодня стали возникать новые вопросы в связи с достижениями генной инженерии, которые можно сформулировать в общей форме так: допустимо ли с точки зрения морали искусственное вмешательство в генотип человека, даже в том случае, если необходимость лечения обусловлена наследственными болезнями.
Все эти вопросы приобретают не индивидуальный, локальный, а глобальный масштаб, обсуждаются не только специалистами-биологами, но и на уровне правительств и парламентов государств, поскольку заболевания на генном уровне порождаются самим человеком как следствие его деятельности по изменению природной среды: создание новых химических соединений, рост уровня загрязненности всех видов: радиоактивной, химической, природно-экологической и т.д. Все эти факторы вызывают активную мутацию на всех уровнях сохранения и передачи информации. Как показали исследования, каждые 5 из 100 новорожденных имеют генетические дефекты, связанные с мутациями генов, 50% патологий обусловлены нарушениями в наследственных механизмах.
Генная терапия наследственных болезней становится одной из важнейших областей исследований – генной инженерии как раздела молекулярной биологии. Задачей этой науки является конструирование при помощи генетических и биохимических методов новых сочетаний – гибридов генов, не существующих в природе. Имеющиеся достижения в этой области открывают возможности генной терапии наследственных болезней.
Трудно предсказать возможные последствия биотехнологических преобразований как это случилось, например, при опытах по пересадке генов человека в эмбрионы свиней. Результат оказался неудачным, животные страдали тяжелой формой артрита, косоглазием, а кожа на голове стала сморщенной. При вмешательстве в наследственные коды нарушается основной принцип эволюции – целостности возникновения и развития жизни, проверки особи в ходе эволюции на способность достижения исходного уровня нового развития.
В начале 1997 года в Институте Рослина (Эдинбург) Я. Уилмат провел успешные опыты по клонированию (бесполому точному воспроизведению) ягненка по имени Долли. И хотя после эйфории от первых результатов наступило время осторожных оценок итогов эксперимента, в мире увеличивается число лабораторий, в которых готовы провести клонирование человека. Угрозы непредсказуемости (и реальные, и мнимые) клонирования животных и даже человека становятся не вымыслом писателя-фантаста, а практикой работы многих биологических центров.