Красота по формуле.
Закон «золотого сечения» просматривается и в количественном членении человеческого тела. Сопоставляя длины фаланг пальцев и кисти руки в целом, а также расстояния между отдельными частями лица, можно найти «золотые» соотношения. Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении «золотого сечения». Измерения нескольких тысяч человеческих тел позволили обнаружить, что для взрослых мужчин это отношение равно в среднем примерно 13/8 = 1,625, а для взрослых женщин оно составляет 8/5 = 1,6. Так что пропорции у мужчин ближе к «золотому сечению», чем у женщин. Именно поэтому, чтобы приблизиться к «золотым стандартам», женщины предпочитают обувь на каблуках.
Таким образом, принцип «золотого сечения» претендует на универсальный признак красоты. Десятки, если не сотни исследований вновь и вновь показывают, что чем симметричнее тело и лицо, тем более красивыми они выглядят в глазах людей. Причина в том, что симметрия частей тела напрямую зависит от синхронной активности генов, определяющих развитие человека. Если эти гены успешно работают, несмотря на все неблагоприятные воздействия окружающей среды, значит, и весь геном человека можно назвать хорошим, и наоборот.
Похоже, эта закономерность универсальна. По крайней мере, в животном мире она тоже прослеживается: например, птицы выбирают себе партнеров с более симметричным расположением перьев в хвосте, а у особей с симметричными формами обнаруживается более сильная иммунная система.
4 Фотография и «золотое сечение»
Производя съемку, фотохудожник каждый раз решает непростую задачу -добиться реалистичного изображения трехмерного пространства на плоской поверхности. В этом ему помогает не только совершенная фотографическая техника, но и знание приемов композиции, правила выбора освещения и многое другое. Есть по крайней мере один из простейших приемов композиции, которым легко может пользоваться любой фотолюбитель. В его основе лежат известные из школьного курса математические факты.
Даже начинающий фотограф знает, что если объект съемки поместить в центр кадра, то фотография получится невыразительной. Возникает вопрос: где разместить основной объект, чтобы выделить его среди второстепенных объектов, гармонично с ними сочетать и учесть массу других деталей?
Выбрать точку расположения объекта съемки помогает знание «золотого сечения». В эпоху Возрождения правило «золотого сечения» с успехом применяли в архитектуре и живописи для построения гармоничных композиций. Было замечено, что определенные точки изображения всегда привлекают внимание зрителя независимо от размеров картины. Таких точек - зрительных центров - всего четыре. Чтобы их найти, надо стороны прямоугольного картинного полотна дважды разделить по принципу «золотого сечения» и через точки деления провести прямые. На пересечении этих прямых и будут расположены дополнительные центры.
Правило «золотого сечения» распространилось и на искусство фотографии. Оно стало одним из базовых в композиции. Основной объект съемки следует располагать или вдоль прямых, делящих кадр в «золотом сечении», или в зрительных центрах. Конечно, конкретное расположение зависит от типа объекта, его размера, замысла фотографа и т.п., но для достижения наибольшей выразительности правило «золотого сечения» должно быть обязательно учтено либо во время съемки, либо при подготовке фотографии к печати.
На практике не так-то легко на глаз построить «золотое сечение». Поэтому при съемке можно использовать несколько упрощенный композиционный прием - так называемое правило третей, когда стороны кадра делятся не по «золотому сечению», а просто на три равные части.
5 «Золотое сечение» и его роль в экономике
Одной из интереснейших проблем в области математических методов анализа экономики является определение оптимальных количественных соотношений в тех или иных экономических процессах. Существуют уникальные, закрытые для большинства населения и даже для подавляющего большинства экономистов технологии, которые основаны на количественных соотношениях, заложенных в так называемом "золотом сечении", в методологии Тройственности, в так называемых числах Фибоначчи.
Сейчас экономическая теория строится, как правило, по двум параметрам: затраты - прибыль, спрос - предложение и т. п. Двухпараметрическое равновесие - это достаточно ограниченная схема, которая применима в ограниченном количестве случаев. Когда же мы рассматриваем экономику во всем многообразии ее связей, то она, как правило, неприменима. Основной подход состоит в том, чтобы найти три агрегированных показателя. В этом случае работает технология "золотого сечения". И сразу становится видно, где имеют место отклонения от состояния устойчивости. После этого становится понятно, какие меры необходимо осуществить. Если обратиться к современной экономической ситуации в России, то таким отсутствующим третьим параметром можно считать состояние законодательной базы, которая сейчас рассматривается в отрыве от экономики. Одно только изменение фактора "идеология" способно обеспечить прирост в два раза валового национального продукта на душу населения.
В СССР также выполнялись некоторые правила, вытекающие из технологии "золотого сечения". Однако, к примеру, разрыв между провозглашенной идеологемой "все для человека" и реальной экономической практикой был достаточно велик. В советской экономике приоритетным в реальности было обеспечение обороноспособности страны. Следовательно, пропорция устойчивости между потреблением и воспроизводством существовала, но была, так сказать, "зеркально перевернута" относительно человеческого фактора. Теперь задача состоит в том, чтобы большая часть валового национального продукта шла на поддержание человеческого фактора, то есть на потребление. При этом правило "золотого сечения" должно выполняться. Но это невозможно без усовершенствования законодательно-правовой базы.
Кажущаяся простота подходов тройственности и "золотого сечения" требует на деле весьма сложного математического аппарата. Однако он уже имеется. Задача теперь состоит в том, чтобы те, кто будет формировать цели экономической политики и кто реально болеет за интересы России, поддержали данное научное направление, которое уже сейчас способно изменить многие подходы ко многим проблемам. В частности, эти технологии в корне изменяют представления о методологии прогнозирования.
Заключение
Поиск совершенства в передаче на полотне или в камне изображения человека еще в древние времена выработал стандарты, критерии и нормы исследования органического мира. На смену стихийности, спекулятивным домыслам, фантазиям и суевериям постепенно пришла установка на объективное, доказательное, эмпирически обоснованное знание. Накопительная биологическая работа в XVI-XVII вв. значительно расширила сведения о морфологических и анатомических характеристиках организмов. Следствием накопительной работы является развитие теоретического компонента биологического познания - выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого. И одной из универсалей такой важной характеристики, как гармоничность объектов природы, стал принцип «золотого сечения», применение которого в различных сферах деятельности людей прослеживается уже в течение нескольких столетий.
Многие художники, особенно работавшие в пластических искусствах, ведомые интуицией, ощущением "жара холодных числ", чувствовали, что в гармонии с присущими ей общими законами соразмерности, законами соотношения единого целого и его частей действует его величество Число. Причем число в пифагорейском смысле - как выражение сущности. Это число, равное примерно 1,62, воспринимаемое нами как эталон привлекательности и гармонии, является основным природным механизмом, помогающим наиболее полно черпать информацию из окружающего мира.
Литература
1. Библиотека Мошкова. Лаврус В. Золотое сечение; http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm
2. RBCDaily. Тайны пропорции. Дата выпуска: 24.12.2009
3. Наука и жизнь (Москва). Зачем фотографу математика? Дата выпуска: 16.08.2010. Номер выпуска: 8.
4. Московская правда / Зазеркалье N187. Дата выпуска: 20.09.2008. Номер выпуска: 203.
5. Медицинская газета. Золотое сечение «Давида». Дата выпуска: 05.11.2004. Номер выпуска: 087.
6. Парадокс. Девушка с числом. Дата выпуска: 01.03.2004. Номер выпуска: 03.
7. Экономическая газета, Москва. Золотое сечение. Дата выпуска: 13.05.1998. Номер выпуска: 19.