§ способы устранения веществ, загрязняющих атмосферу.
§ выяснение механизма возникновения раковых заболеваний, эффективное предотвращение метастазов рака, выявление генов, препятствующих раку.
§ искусственный фотосинтез.
§ компьютер с быстродействием 10 триллионов операций в сек.
§ сверхбольшие интегральные схемы с объемом памяти 1 миллиард бит на одном чипе.
§ прогнозирование землетрясений сильнее 7 баллов за несколько дней до их начала.
§ сортировка мусора с возвратом ценных компонентов в хозяйственный оборот.
§ глобальный контроль над воздушным транспортом через спутниковые системы.
§ разработка методов лечения возрастного слабоумия.
§ перспективные разработки в областях искусственного интеллекта, нанотехнологий, солнечных элементов, сверхпроводимости, изменения климата.
Не изучив, хотя бы вкратце, в виде основных вех, историю возникновения, становления и развития естествознания, трудно будет в полной мере понять и осознать сложившуюся к настоящему времени естественнонаучную картину мира и возможные перспективы развития естественных наук.
Начало науки. Древнегреческая натурфилософия
Самые первые знания человека о природе сложились в глубокой древности. Уже первобытные люди в борьбе с природой, добывая себе пищу и защищаясь от диких зверей, постепенно накапливали знания о природе, ее явлениях, свойствах окружавших их материальных вещей. Но эти знания не были научными, поскольку не были систематизированы, объединены какой-то теорией. Порожденные производственной деятельностью человека, добыванием средств к существованию, они имели форму практического опыта.
Наука — это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло ни возникнуть, ни развиваться. Поэтому она появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия, отвечающие критериям науки (например, системности и рациональности). Этим условиям соответствует древнегреческое знание VI—IV вв. до н. э.
Умение мыслить в понятиях, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли — великое завоевание древнегреческой философии, важнейшее основание и предпосылка всякой науки. Без четкого разграничения сфер «теоретического» и «практического приложения» теории это было бы невозможно. Поэтому достижения античной науки и философии планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, диогеновский поиск сущности человека — все это не имеет каких-либо очевидных связей с материальным производством.
Античная наука появилась в форме научных программ (парадигм). В них была определена цель научного познания — изучение процесса превращения первоначального Хаоса в Космос — разумно организованный и устроенный мир через поиски космического (порядкообразующего) начала. Не случайно первые крупные представители натурфилософии — Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Диоген — в своих утверждениях руководствовались идеей о единстве сущего, происхождении вещей из какого-то природного первоначала (воды, воздуха, огня), а также о всеобщей одушевленности материи.
Также научные программы использовали идею единства микро- и макрокосмоса, подобия мира и человека для обоснования возможности познания мира. Утверждая, что подобное познается подобным, древние греки считали, что единственным инструментом познания может быть человеческий разум, отвергая эксперимент как метод познания мира.
Древнегреческие философы, не прибегая к систематическому исследованию и эксперименту, на основе преимущественно собственных наблюдений пытались единым взглядом охватить и объяснить всю окружающую действительность. Возникавшие тогда естественнонаучные идеи носили предельно широкий философский характер и существовали как натурфилософия (философия природы), которая отличалась непосредственным созерцанием окружающего мира как единого целого и умозрительными выводами из этого созерцания.
Свое высшее развитие древнегреческая натурфилософия получила в учении Аристотеля, объединившего и систематизировавшего все современные ему знания об окружающем мире. Основными трактатами, составляющими его учение о природе, были «Физика», «О небе», «Метеорологика», «О происхождении животных» и др. В них особое внимание Аристотель уделил вопросу движения физических тел, положив тем самым начало изучению механического движения и формированию понятий механики (скорость, сила и т. д.).
Космология Аристотеля носила геоцентрический характер, поскольку основывалась на идее, что в центре мира находится наша планета Земля, имеющая сферическую форму и окруженная водой, воздухом и огнем, за которыми находятся сферы больших небесных светил, вращающихся вокруг Земли вместе с другими маленькими светилами.
Бесспорным достижением Аристотеля стало создание формальной логики, изложенной в его трактате «Органон» и поставившей науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Ему же принадлежит утверждение порядка научного исследования, которое включает изучение истории вопроса, постановку проблемы, внесение аргументов «за» и «против», а также обоснование решения. После его работ научное знание окончательно отделилось от метафизики (философии), также произошла дифференциация самого научного знания. В нем выделились математика, физика, география, основы биологии и медицинской науки
На этой стадии древнегреческой натурфилософии были заложены основы многих современных теорий и отраслей естествознания, сформулирован стиль научного мышления, включающий стремление к нововведениям и упорядоченности, критику и скептическое отношение к общепринятым истинам, поиск универсалий, дающих рациональное понимание всего окружающего мира.
Развитие науки в Средние века
Вклад средневековой науки в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.
Этот этап характеризуется новым, деятельным подходом к природе, изменением отношения к труду, который становится обязанностью каждого человека. Желание облегчить физический труд вызвало новое отношение к технике: изобретение машин и механизмов переставало быть пустой забавой, как в античности, а становилось делом необходимым.
Христианское мировоззрение, утвердившееся в Средние века, посеяло зерна нового отношения к природе, позволившего уйти от античной созерцательности к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира для блага человека.
Христианское вероучение, соединенное с упрощенной натурфилософией Аристотеля, стало в Средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики. Это направление мысли было оторвано от реальной действительности, поэтому занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Тем не менее схоластика сыграла очень важную роль в развитии способностей к познанию мира европейским человеком. Она должна была служить задачам теологии и изучать вопросы бессмертия души, конечности и бесконечности мира, существования добра, зла, истины в мире и т. д. При решении этих проблем были получены важнейшие результаты: развитие логико-дискурсивного мышления и искусства логической аргументации привело к высочайшему уровню умственной дисциплины. Без этого был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных сред ненаучного познания.
В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. Например, на протяжении тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия. Побочными продуктами эти поисков и исследований стали технологии получения красок, стекла, лекарств, разнообразных химических веществ и т. д. Таким образом, алхимические исследования, несостоятельные теоретически, подготовили возможность появления современной науки.
Очень важными для становления классической науки Нового времени были представления о мире, опровергавшие некоторые положения античной научной картины мира. Они легли в основу механистического объяснения мира.
Появились понятия пустоты, бесконечного пространства, движения по прямой линии, средней скорости, равноускоренного движения и проч.
Также было заложено новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой и не имела никакого отношения к познанию мира. В Средние века появилась возможность использования экспериментального метода познания, так как созданные человеком инструменты стали считаться частью природы, пригодной для познания мира.
Еще одной новацией стал отказ от античной идеи о модели совершенства — круге. Она была заменена моделью бесконечной линии, что способствовало формированию представлений о бесконечности Вселенной и лежало в основе исчисления бесконечно малых величин, без которого невозможно дифференциальное и интегральное исчисления, на которых строилась вся математика Нового времени.