Смекни!
smekni.com

Естествознание и религия - конфликт или рождение новой парадигмы (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

тема: "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И РЕЛИГИЯ - КОНФЛИКТ ИЛИ РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ"

Выполнил: студент

группы "Б"

Сорокин С.К.

Научный руководитель: проф., Г.А. Грибанов

ТВЕРЬ 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Религия- взгляд со стороны

Естествознание- взгляд изнутри

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий момент развития Российского общества характерен чрезвычайно активным и многосторонним вторжением религии в нашу жизнь. Несмотря на то, что в Конституции РФ присутствует принцип светского государства и часть 2 статьи 14 Конституции РФ напрямую указывает "религиозные объединения отделены от государства"- атрибуты религии утверждаются повсеместно: путём трансляции по общероссийским каналам церковных праздников, путём освещения событий внутрицерковной деятельности наравне с крупнейшими политическими. Религиозная культура проникает в образование в виде квазикультурных дисциплин, в воинские формирования под видом психологической помощи и общественной инициативы. В виде прямого нарушения правовых норм она закрепляется в законодательной области, например статья 31 Земельного Кодекса РФ на основании нормы части 3 допускает вмешательство религиозных объединений в деятельность органов государственной власти. На практике сплошь и рядом наблюдается режим экономического и правового благоприятствования: от таможенных пошлин до льготного предоставления тех или иных социальных благ. Руководители церкви (визит главы РПЦ в Армению в 2009г.) в публичных международных заявлениях отрицают целесообразность важнейших демократических правовых институтов (плюрализм), и проповедуют,что " проще верблюду пройти через игольное ушко,чем богатому попасть в царствие небесное", совершая визиты в Украину на лимузине Мерседес-бенц S-600 класса Pullman guard (штучного производства). Этот список можно продолжать долго… Что это значит !?

Происходит что-то исключительное ?

Нет – это обычный Клерикализм.

И развивается он в обычных условиях: с ростом авторитаризма в политическом режиме. Безусловно это объективно обоснованный, позитивный: наш-с вами авторитаризм. Ну а какой ещё может быть результат, когда стоит только "родителю" отвернуться – а у ребёнка и ложка из рук.. и "каша валиться изо рта", а именно это и происходило у нас в 90- е годы,- естественно нужна Нянька. Более строгим языком: общество не может без идеологии. Преобладающие, массовые идеи воспитывают и организуют общество. Безусловно, религиозные идеи отвечают этому принципу. Кроме того –они самые доступные и малозатратные в плане их социализации: всегда востребованы, системно разработаны и организационно обеспечены.

Практически, религиозность стала синонимом нравственности, будто каким-то образом у церкви оказалась монополия на добро. При этом редко вспоминают, чем гарантируется действие этих моральных норм. А гарантируется оно достаточно жесткими санкциями, такими как, например, вечно гореть в аду и множеством подобных: например ответственностью потомков, да и не в одном поколении! Не напоминает ли это апологетам сегодняшней набожности практику так рьяно гонимого ими атеистического тоталитарного Советского режима, не предлагают ли они вместо царствия небесного " совок " образца 1930-х годов на небесах? Моральные ценности, которые преподносит нам религия – общеприняты и были сформулированы философами и воплощались в политике целых государств, так что мораль не прерогатива церкви, а скорее церковь это лишь костыли для больной морали. Но ведь от этой болезни есть и другое лекарство: гуманизм- только обеспечивать его нужно в реальной государственной практике, здесь и сейчас, а не выносить блага за грань реального мира, превращая жизнь во вспомогательную категорию, от которой и ждать –то ничего не надо, лишь бы прошла, и правила ожидания установлены –как на вокзале: там то же если какой непорядок, то редко кто сильно жалуется – уехал и забыл… Человек в рамках особого этического режима вера-отправления приучается к крайне закрепощенному состоянию обязанности выполнять обширный регламент, диктующий помимо универсальных общечеловеческих ценностей широчайший набор норм распорядка жизни, питания и т.д., то есть теряет собственное достоинство. А ведь понятие достоинства личности является категорией конституционного права (ст.21), оно охраняется государством и ничто не может быть основанием его умаления. Это и понятно: о каком достоинстве может идти речь если теперь гражданин всё чаще – "раб божий". Таким образом традиционная религия при отсутствии достойных оппонентов принципиально не совместима с идеалами демократического общества. И если в ряде решений Конституционный суд РФ указывает, что достоинство личности является основой её рассмотрения не как субъекта управления, а как равноправного субъекта во взаимоотношениях с государством, который может защищать свои права всеми не запрещёнными способами(Постановление Конституционного суда РФ № 20-П от 02.07.1998), то именно духовного стремления к этому и лишается человек в рамках церковной веры. Этой же способности лишает религия и вообще в области общения человека с окружающим миром- способности противостоять силам природы и в итоге судьбе. Проблема не в том, что человек верит, проблема в том, что он считает свою веру- истиной. "Если в ваш мозг введена программа примитивного сознания, согласно которой мир разделен лишь на два полюса "черное — белое", "добро — зло", "свет — тьма", "реальность — иллюзия", и т. д., то все, что вы думаете, вам кажется истиной, а все, что думает ваш оппонент - ложью."(1) Получив так запросто – за отказ от мяса в пост и за соблюдение общественно поощряемых норм, истину человек уже не будет её искать в других источниках, он теряет возможность и необходимость естественной для мозга деятельности по синтезу и целенаправленному анализу информации, стимула открывать новое. Зачем – если " блаженны нищие духом, ибо для них есть царствие небесное "? Бывают случаи, когда в результате вмешательства, человеческий организм теряет естественную созидательную функцию – это кастрация. В данном случае, я считаю, религия – это кастрация мозга.

Естественно в такой ситуации современное положение естествознания считать кризисом. Сохраняются безусловно экстенсивные черты деятельности – создаются даже новые теории, но естествознание серьёзно потеряло позицию нравственной основы гуманизма, общественной идеологии, оторвалось от социума и воспринимается по значимости на уровне знания латыни –как своего рода профессиональный гламур. В итоге в книгах по одной из самых передовых из областей знания – теории струн –постоянные ссылки на недостаточность математического аппарата. В государстве обсуждающем проблемы перехода на наукоёмкую деятельность как основу национальной политики в этой области, а знание математики среди населения в лучшем случае находится на уровне средних веков. Прораб на стройке, применяющий тригонометрию при проверке расчёта угла уклона кровли приравнивается к волшебнику, а ведь это и более древний период знания.

Но как известно именно в такие моменты надо попытаться спокойно обобщить ситуацию и выйти на новый, синтетический, уровень её восприятия –может получиться и в этот раз ?

РЕЛИГИЯ - ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Без гуманистических идеалов жизнь действительно представляется довольно мрачно: Это дорога от самого светлого и радостного к самому тёмному и страшному, дорога про которую заранее известно, что на ней будут потеряны все кто дорог и близок.. И безусловно встретить ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ (которая из них больше) это настоящее ЧУДО. Чудо – именно через него приходит к нам таинство веры. Таинство нетребующее объяснения, стоящее выше всех объяснений, само являющееся высшим объяснением. Оно рождает истину и поглощает ложь в одном акте, не требуя не предшествующего не последующего- оно вне причин и следствий-оно чудо, одним словом. Но не всё так просто, ведь религиозность персонифицирована (даже из словообразования это слияние с богом). Ведь именно от него ожидается это чудо, и ожидается оно как волевой акт, при выполнении определённых обрядов-условий. В религии чудо ожидается постоянно, пусть не вульгарно в виде материализации, мироточенья, а изначально как акт послания особого дара – веры, который отражается в мозгу (активность мозга в моменты религиозных переживаний подтверждалась экспериментально). А это значит что мы имеем простейшую событийную структуру типа А-В, где А это воля божья, В это факт чуда, а "-" - указание на их связь. Истинный механизм этой связи пока не установлен, но в науке нет повода считать его непозноваемым. Практика показывает, что все до сих пор встречающиеся проблемы имели решения или есть пути его получению. В обсуждении познаваемости чего либо, можно часто услышать о теоремах Гёделя как обосновании невозможности полного познания замкнутой системы.

Первая теорема Гёделя утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней существует невыводимая и неопровержимая формула. Вторая теорема утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней невыводима некоторая формула, содержательно утверждающая непротиворечивость этой теории.(2)

Особенностью данных утверждений является их относимость к явно дискретным системам. Познаваемый мир явно не дискретен, а континуален, кроме того он нелокален, т.е. имеет например связность высшего порядка, чем та, которая обеспечивается "световым" восприятием. Таким образом мы и в области теории не находим принципиальной невозможности научного познания связи чуда и воли божьей. То есть основополагающее положение религиозной веры оказалось всего лишь исследуемым наукой явлением без найденного пока ответа. При этом исчезает весь ореол невероятной исключительности статуса божества. Оно превращается просто в могущественного обладателя определённого знания, кроме того обладателя, если оценить все его требования – довольно капризного. И естественно при этом уходит вся мотивация исключительной божественной любви: Бог может быть велик, но "корыстного расчёта" религиозная любовь и надежда не приемлют. Такой подход перемещает божество абсолютное, мистическое в положение богов древности, которые тоже были могущественны, но с ними можно было "договориться". Может быть кто-то и захочет пока естествознание ищет ответ на технический вопрос, как работает воля божья, продолжать свою веру, но это уже область субъективных убеждений, так как объективно необходимости в категории божества уже нет, она устранима тем же принципом Оккамы: "Не следует множить сущее без необходимости"!