Такая же золотоволосая прическа у пингвина Шлегеля распространение которого ограничено островом Макуори, расположенным немного южнее Новозеландского плато. его легко отличить по белым бокам головы. Остальные 3 вида этой группы живут в районе Новой Зеландии к югу от пролива Кука. Это снэрский хохлатый пингвин, толстоклювый, или пингвин Виктории и большой хохлатый пингвин. Первые два вида на расстоянии неразличимы. Желтые перья у них имеют вид густых бровей, несколько расширяющихся у затылка, а у большого хохлатого пингвина "брови" топорщатся вверх.
В южной части новозеландского района обитает великолепный, или желтоглазый пингвин. На голове у него через темя от глаза к глазу проходит желтая полоса. Желтоватым испещрена и остальная часть головы.
Все перечисленные выше пингвины, кроме императорского и королевского, имеют средние размеры - около 65-75 см. Помельче - около 50 см - только галапагосский пингвин. Но и он не самый мелкий. Есть еще два вида, высота которых всего около 40 см. Это голубой, или малый и белокрылый пингвины. Первый обитает вокруг главных островов Новой Зеландии, на островах Чатам и у южного побережья Австралии, второй - только у восточного побережья Новой Зеландии. По сравнению с другими пингвинами внешне они невзрачны - белый низ, голубоватый однотонный верх. Молодые птицы у всех видов пингвинов имеют менее контрастную окраску.
Пингвины редко встречаются в открытом океане вдали от берегов. Правда, есть один район, где пингвины регулярно встречаются за пределами прибрежной зоны. Таким районом является западная часть атлантического сектора Антарктики с большим количеством островов и архипелагов. Здесь располагаются самые крупные колонии пингвинов и вообще это самые пингвиньи места на Земле. За очерченные выше для каждого вида гнездовые области распространения пингвины почти не выходят. Имея это в виду, легче распознавать их виды. Но в любом правиле есть исключение. Например, у Новой Зеландии встречали императорского пингвина и Адели, а у Австралии - королевского и антарктического. Похожие случаи известны и для большинства других видов. Но, наверное, не все они связаны с заплывами в чужие края склонных к странствиям бродячих особей. Изредка это результат "шуток" моряков, которые перевозят пингвинов в несвойственные места. У Новой Зеландии, например, уже дважды отмечали магелланового пингвина, который вряд ли осмелился бы отправиться в путь от Америки за тысячи миль против великого течения Западных ветров.
Но почти оседлы лишь пингвины, живущие на расположенных на большом расстоянии от материков океанических островах. Они не решаются на дальние путешествия в неизвестном океане, а предпочитают хорошо известные окрестные воды родных островов. По-другому ведут себя пингвины, гнездящиеся у побережий материков. Они также рождены только ходить и плавать, но вдоль побережий регулярно предпринимают продолжительные странствия. А более легки на подъем, как это бывает у всех животных, молодые птицы. Ведь у взрослых между двумя очередными гнездованиями бывает "в запасе" всего несколько месяцев. В Австралии, например, окольцованных молодых малых пингвинов обнаруживали от мест гнездования в 500-1000 км. На несколько сот километров вдоль Антарктиды или льдов могут откочевывать со своих колоний антарктические виды пингвинов,а одиночки их, как уже упоминалось, пересекают Южный океан поперек. Протяженные миграции вдоль берегов совершают и южноамериканские пингвины. Один магелланов пингвин был обнаружен здесь в 3300 км от места кольцевания. Случай этот является рекордным по дальности миграций для пингвинов вообще.
В книге известного орнитолога Р. Локли "Океанские странники" описывается эксперимент, когда 5 самцов Адели, которые оказались неудачниками в семейной жизни, были завезены самолетом за 3800 км. Через 10 месяцев два из них вернулись в свою колонию. В среднем в сутки им приходилось преодолевать по 13 км. Если допустить, что каждый день половину времени они тратили на отдых и питание, то их средняя скорость составила около 1 км/час. Кажется немного, но это ведь вплавь! Здесь все - и стойкость, и устремленность, и верность дому, и, конечно, умение. А умение - это приспособленность к водной среде. В плане своей профессиональной подготовки к жизни в воде пингвины превосходят, конечно, всех других водных птиц. Они достигли в этом уровня тюленей и дельфинов.
Хотя все пингвины хорошо приспособлены для подводной охоты, из этого не следует, что пища им всегда достается легко. В этом отношении очень интересные сведения были получены американским исследователем Г. Куйменом с коллегами. Они приводят данные по трем королевским пингвинам с Южной Георгии, к которым крепились специальные датчики. В колонии, где пингвины занимались выведением птенцов, один из них отсутствовал 4, второй - 6, третий - 8 дней. Первый за время нахождения в море сделал 1217 погружений, второй - 488, третий - 890. Столько много нырять приходится потому, что только в 10% случаев удается поймать добычу. Примерно половина погружений была до 50 м, остальные глубже - за 100 и даже 200 м. Главным движителем при плавании у них являются крылья-ласты, движения которых напоминают взмахи ласт под водой у морских черепах. Скорость плавания составляет около 20-25 км/час, но если пингвины торопятся, они могут развить скорость и 40км/час. Для императорского пингвина указывают даже 45-58 км/час. Такие совсем немалые скорости свойственны дельфинам.
Быстро плавающие пингвины, как и дельфины или морские котики, выскакивают из воды. А в Антарктике спасающиеся от хищников пингвины, набрав скорость, запросто выскакивают на высокий ледовый припай.
Пища пингвинов - планктон, рыба и головоногие моллюски. Ее они добывают только в море и никогда не пользуются выбросами. Есть среди пингвинов почти полностью рыбоядные виды. Это галапагосский и магелланов пингвины, а также пингвин Гумбольдта. Они питаются такими массовыми стайными рыбами, как анчоус, сардина, ставрида и им подобные. Преобладает рыба также в пище императорского и папуасского пингвинов, но они много ловят и кальмаров, а у кролевского - кальмары в рационе вообще стоят на первом месте. Рыбой и кальмарами питается и малый пингвин. Большинство других видов является в основном планктоноядными, при этом в высоких широтах особое место в питании занимает массовый эвфаузиевый рачок криль. За счет криля в основном живут Адели, антарктический, хохлатый и золотоволосый пингвины. В местах с обилием криля не отказывается от него и императорский пингвин, а для папуасского он может стать основой питания. Крилеядные виды не ныряют глубже 70 м, а чаще ограничиваются глубиной 20м.
В каждом районе основу питания пингвинов составляют массовые виды кормовых организмов. Однако у гнездящихся даже в смешанных колониях разных видов рационы неодинаковы, т.е. налицо признаки пищевой специализации. Вот что показали недавние исследования британского орнитолога Д. Кроксэлла с коллегами на Южной Георгии и Южных Шетландских островах. Золотоволосый пингвин с Южной Георгии охотится в зоне до 100 км, а папуасский только до 10 км от берегов. Первый ловит в основном мелкого криля и рыбу, а второй - крупного криля и рыбу. На Южных Шетландских островах золотоволосый пингвин добывает мелкого криля, рыбу и черноглазок, а атлантический - крупного криля. По подсчетам французских ученых Ж. Мужена и Ж. Прево из съедаемой всеми птицами Южного океана пищи около 85% приходится на долю пингвинов. Ни много ни мало это около 47 млн т, из которых более половины приходится на криль и других ракообразных и примерно четверть на кальмаров
Пингвины - непосредственные и общительные птицы. Они группами и стаями держатся в море, а во время размножения обязательно образуют колонии, достигающие иногда несколько сотен тысяч и даже миллионов особей. На острове Завадовского в группе Южных Сандвичевых островов, например, известна колония антарктического пингвина в 10 млн птиц. Можно представить, насколько грандиозно это скопление птиц. Но впечатляют и менее крупные колонии. Большая скученность в таких скоплениях - не единственное неудобство жизни в тесноте. Но пользы от совместной жизни неизмеримо больше, чем неудобств. Наглядно это видно из наблюдений за успешностью гнездования пингвина Адели на мысе Крозе в Антарктиде. В этой колонии пингвины располагаются не равномерно, а как бы разобщенными группами. В группах численностью менее 20 пар погибало 80-100% яиц и птенцов. Наиболее успешное размножение наблюдалось в группах, состоящих из 20-175 пар, при этом интересно, что на периферии гибель яиц и птенцов составила 60-80%, а в центре групп - 40-60%. Увеличивалась гибель и в группах, объединяющих более 400 пар. В последнем случае главную роль играла, конечно, большая скученность птиц, а в малых группах и на периферии - хищники. Вообще успешность гнездования у Адели бывает на уровне 40-50%.
Врагов у пингвинов немало, как на берегу, так и на море. Самые большие потери они несут на берегу, во время выведения птенцов. Особенно много охотников до яиц и птенцов, и первые из них поморники. В Антарктиде нет, наверное, ни одной колонии пингвинов, чтобы по соседству с ней не гнездились поморники. В первую очередь они похищают яйца и птенцов на периферии пингвиньих колоний, тем более оставленные без присмотра. Но нередко у поморников и нет необходимости воровать яйца или заклевывать птенцов. В районах больших скоплений пингвинов всегда есть погибшие от болезней и паразитов не только птенцы, но и взрослые. На островах Южного океана и в Антарктиде много яиц и птенцов пингвинов погибает и от неразборчивых в пище гигантских буревестников. При возможности воруют и расклевывают яйца пингвинов в Антарктике и белые ржанки-футляроносы. В более низких широтах, т.е. у границ Антарктики, у материков и Новой Зеландии похитителей яиц или птенцов еще больше. Это чайки, особенно доминиканская, орлы, крысы, змеи, лисицы, бродячие собаки, крупные ящерицы, а на Галапагосских островах - даже один из крабов.
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Что такое. Кто такой» том 2.
Издательство и год издания: «Педагогика-пресс» Москва 1992г.
2. Интернет, файлы: pingvinary.narod.ru, animaldiversity.ummz.umich.edu.