Самым сильным методологическим тезисом постнеклассики является утверждение о возможности перескока с одной траектории на другую и утрате системной памяти. В многомерной модели взаимодействий, где участвуют не две, а больше сторон, возникает так называемое турбулентное пространство. В нем вектора направленности одних силовых линий, сталкиваясь с устремлениями других и видоизменяясь под натиском третьих, в общем потоке взаимодействий напрочь перечеркивают логику развития, с устоявшимся порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Система забывает свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо. Прошлое никак не определяет настоящее, а настоящее не распространяет свое влияние на будущее. О подобной ситуации говорят: «Произошла потеря системной памяти».
Другим не менее значимым положением является нарушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для новообразований. В перспектива эволю-ционирования таких систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленных изменений возможен эффект ответвлений. Поэтому наиболее пригодной для описания поведения подобных систем оказывается древовидная ветвящаяся графика. Это ведет к устранению из современной постнеклассической картины мира ориентации на линейную однозначность и тотальную предзаданность сюжетов последующего развития, выявляя онтологический статус неопределенности как атрибутивной характеристики бытия.
Заключение
Итак, цель работы достигнута, мы рассмотрели неклассическое и классическое естествознание и картину мира в его интерпретации. Мы рассмотрели появление и становление неклассического естествознания, эволюцию картины мира от классического к неклассическому, а из неклассического к постнеклассическому. И исходя из вышесказанного мы рассмотрели интерпретацию неклассической картины мира в неклассическом естествознании. Итак, теперь можно подвести итог.
Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики, в ее основу легли принципы специальной и общей теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, охватывающей магистральную направляющую развития, допускающую роль случая. Развитие мира происходит направленно, его состояние в каждый конкретный момент не детерминировано однозначно, изменения происходят по закону вероятности и больших чисел, в соответствии со «статистической закономерностью».
Литература 1. Моисеев Н.Н. Время в нас и вне нас. –Л.: Лениздат, 1994.2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М.: Мир, 1986.3. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. -М.: Наука, 1985.4. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. -М., 1965.5. Эйнштейн А. Сборник научных трудов. Т. II -М., 1966.