С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.
Исходным и основным уровнем изучения антропологов является индивид. Применение популяционных подходов и методов вариационной статистики к исследованию антропологических признаков предоставляет возможность описания и следующих в иерархии уровней организации человека - популяций и их объединений.В своем составе физическая антропология имеет несколько основных разделов - направлений исследования биологии.
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.
Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
1) Палеопопуляция (древняя популяция) - это число антропологических объектов, захороненных в одном могильнике, который не представляет собой случайного скопища погребений или совокупности ритуальных захоронений
С точки зрения антрополога популяция человека - категория биологическая и историческая.
На практике антрополог работает с выборками - группами объектов (индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (популяции или иной группы). Такая выборка должна быть репрезентативной в численном и качественном отношении.
Антропологический признак - это конкретное выражение любого биологического свойства человеческого организма, которое может принимать разную выраженность у разных индивидов, а также может быть точно измерено или описано. Это любая особенность, имеющая конкретное состояние (вариант), по которому обнаруживается сходство или различие между индивидами. Существуют признаки с непрерывным характером вариации, порядковые признаки, признаки дискретно варьирующие (или номинальные).
Средненеолитическая палеопопуляция: общие замечания. На рис. 1 дается план расположения погребений, относящихся к льяловскому слою могильника Сахтыш IIа. Обращает на себя внимание достаточно компактное положение детских погребений, концентрирующихся в западной и юго-западной частях могильника. Сразу же оговорим, что понимается под детскими погребениями: учитываются только захоронения детей, одиночные или двойные, совместные погребения взрослого и ребенка не принимаются во внимание.
Рис. 1. Черты погребального обряда, связанные с возрастом (льяловский слой стоянки)
Погребения: 1 - мужские, 2 - женские, 3 - детские и юношеские; 4 - ряды могил, выделяемые археологически; 5 - контур, ограничивающий детские захоронения
Рис. 2. Особенности погребального обряда, связанные с полом
Погребения: 1 - мужские, 2 - женские, 3 - детские и юношеские; 4 - взрослые погребения, половая принадлежность которых не определена; 5 - ряды могил, выделенные археологически; 6 - ряды погребений
Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.
Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание "детского центра" льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы "детского центра" льяловского времени.
Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.
Энеолит: особенности погребальной практики, связанные с возрастом погребенного. Ни ритуально, ни планиграфически детские погребения поздних этапов энеолитического могильника Сахтыш IIа не отличаются от погребений взрослых (материалы отчетов Крайнова, Костылевой за 1987-1992 годы). Как правило, это одиночные погребения, расположенные в общих рядах. Исключение - совместное погребение женщины и ребенка 4-5 лет (погр. 50).
В детских погребениях поздневолосовского могильника представлены почти исключительно дети старших возрастных периодов (подростки, с деталями возрастного определения детей можно ознакомиться в специальном разделе данной монографии). Почти во всех детских погребениях присутствуют украшения (исключение - погребение 30, возраст скелета неопределим).
Логично предположить, что захоронение подростка во "взрослом ряду", наличие в его могиле украшений, одиночный характер погребений - все это в совокупности может свидетельствовать о том, что погребенные подростки могли иметь социальный статус взрослых индивидов. Все детские погребения поздневолосовского времени, где определен возраст ребенка, таким образом, могут быть отнесены к погребениям с социальным статусом взрослых членов общества. Получается, что в поздневолосовское время детских захоронений, как таковых, нет (это, по крайней мере, относится к детским погребениям с достоверно определенным возрастом). Значит, в поздневолосовское время должен был существовать особый обряд погребения детей, не имеющих социального статуса взрослых членов общества. Археологические свидетельства возможности существования такового обряда в поздневолосовском могильнике Сахтыш IIа отсутствуют, и наше предположение ничем не подтверждается.
Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.
Богатые материалы волосовского времени памятника Сахтыш IIа позволяют подробно описать половую дифференциацию в положении погребений на плане. Погребения взрослых индивидов волосовского времени обведены овалами. Светлые овалы - мужские погребения, темные овалы - женские погребения, овалы серого цвета - детские и юношеские. Погребения, половая принадлежность которых не определена или сомнительна, обозначены штриховкой. Результаты визуального анализа положения мужских и женских погребений в могильнике волосовского времени сводятся к следующему: