Кроме того, человек в отличие от животных – сознательное существо, он в состоянии делать выбор, сознательно выбирать путь развития общества, путь не только прогрессивный, но и справедливый. Не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие, человек преобразует природу.
Поэтому социал-дарвинизм является антинаучным учением.
4. Ноосфера
Вернадский В.И., как и К. Маркс, осознавал, что все явления природы, включая жизнь, неразрывно связаны, что "… явления жизни, и явления мертвой природы являются проявлением единого процесса", что "человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли – ее биосферой". Он отмечал, что "в последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества – цивилизованного человечества – на изменение биосферы.
Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу "как современную стадию, переживаемую биосферой". Иначе говоря, просто "живое вещество" переходит в разумное "живое вещество".
Понятие "ноосферы" как современной стадии переживаемой биосферой (слово "ноосфера" составлено из греческого "ноос" – разум и "сфера" в смысле оболочки Земли) ввел в 1927 г. французский математик и философ Е. Ле Руа.
Вернадский В.И., анализируя рассуждения о "грозящем крушении цивилизации, о самоистреблении человечества", подчеркивал, что это следствие "недостаточно глубокого проникновения в окружающее", что "не вошла еще в жизнь научная мысль" и сожалел о том, что "мы живем под влиянием еще не изжитых философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности современного знания".
Веря в силу науки, Вернадский писал, что эта вера "нашла опору в первых поборниках социализма – крупных и глубоких творческих выразителей", что "реальное значение эти искания получили в работах К. Маркса и Ф. Энгельса". Он отмечал, что "социализм явился прямым и необходимым результатом роста научного мировоззрения", "вырос из науки и связан с нею тысячью нитей", "является ею детищем" и "представляет из себя, может быть, самую глубокую и могучую форму влияния научной мысли на ход общественной жизни, какая только наблюдалась до сих пор в истории человечества", что он "есть явление сознательное, и вся сила и весь смысл его заключается в проявлении сознательности в народных массах, в их сознательном участии в окружающей жизни".
Он высоко отзывался о Марксе как ученом, писал, что "К. Маркс – крупный научный исследователь и самостоятельно мыслящий гегельянец" и отмечал, что "Маркс и Энгельс правы в том, что они реально положили основы научного (не философского) социализма, так как путем глубокого научного исследования экономических явлений они, главным образом К. Маркс, выявили глубочайшее социальное значение научной мысли, которая философски интуитивно выявилась из предшествующих исканий "утопического социализма". Он подчеркивал, что "понятие ноосферы находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей "научный социализм"".
Вернадского беспокоила "старая философская проблема, проблема человеческого сознания", вопрос о том, как может человеческое сознание изменять природные и общественные процессы, "как и почему влияет человеческая мысль на их течение?". Он возлагал надежды на науку, считая, что "научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего". Он был убежден в том, что "тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новым открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развить и приложить его к своей жизни – тот получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики".
Список использованных источников
1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. ЮНИТИ, 2008.
2. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение: Учебник для биол. спец. вузов. – 5-е изд., испр. и доп.. – М.: Высщ. шк., 2004.
3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / Вернадский В.И., М.: Сов. Россия, 1989.
4. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 5-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008.