Санкт-петербургский
Гуманитарный университет профсоюзов
Контрольная работа по предмету: Антропология
Выполнил:Яров Е.Н.
Факультет культуры
Специальность: соц.работа
Заочный факультет
Курс
Санкт- Петербург
2006
Оглавление
1. Введение
2. Гипотезы о происхождении Homo sapiens
3. Гипотезы о географии возникновения Homo sapiens
4. Виды внутри рода Ноmo
5. Человек из Кро-Маньона
6. Многообразие и единство вида
7. Заключение
Введение
В научно-популярной и учебной литературе ход эволюции человека изображается обычно в виде чётких и легко запоминающихся схем, в которых процесс смены одних видов наших предков другими предстаёт, как простая линейная последовательность. Благодаря этому, всем известно, что сначала были австралопитеки, потом пителокантропы, их сменили неандертальцы, а они в последствии уступили место людям современного физического типа- Homo sapiens. Получается, что в своём развитии как будто просто поднимался вверх по лестнице, переходя в положенное время с одной ступеньке на другую и следуя при этом единственно возможным путём.
Этот процесс, действительно, развивался по восходящей, и на каждой его новой стадии появлялись существа, в чем-то превосходившие своих предшественников; Однако, при всей своей закономерности, тот вариант антропогенеза, который осуществился в реальности, все же не был ни единственно возможным, ни фатально неизбежным. Наша состоявшаяся эволюционная история — это только один из многих потенциально существовавших ее сценариев, который, в отличие от других, не остался запасным лишь в силу во многом случайного стечения мало связанных между собой обстоятельств.
Лишь сейчас, когда с непрерывно растущей горы фактов, открывается все более широкая панорама человеческого прошлого, начинаем мы понимать, что наша эволюционная история — это движение в лабиринте, что пройденный путь отнюдь не был единственно возможным и, наконец, что выбор того или иного поворота на этом пути часто определялся лишь случайным стечением случайных же обстоятельств
Гипотезы о происхождении Homo sapiens
Несмотря на чрезвычайное многообразие сценариев происхождения человека, которые встречаются в мифах, священных книгах, фантастических романах, а также в околонаучной и научной литературе, все когда-либо предлагавшиеся объяснения того, как на Земле появились люди, могут быть сведены к трем основным вариантам:
1) Люди — порождение высших, сверхъестественных сил (творение).
2) Люди прибыли на Землю с других планет, из иных миров (пришествие).
3) Люди — результат естественного развития земной природы (эволюция). Две первые версии, столь легко захватывающие воображение любителей всего необычного и таинственного, переживают сейчас своего рода ренессанс. Кто только не выступает с заявлениями, а то и целыми теориями, о внеземных и — уж, само собой разумеется — необезьяньих корнях человечества! Однако сколь бы ни привлекали многих из нас своей сенсационностью подобного рода «открытия», они, в лучшем случае, могут быть причислены к достижениям в области фантастики, но никак не в науке. Дело в том, что главным аргументом для их авторов неизменно служат не факты, которые можно было бы проверить и которые свидетельствовали бы о причастности, скажем, инопланетных визитеров к нашей биологической истории, а лишь откровенные и ни на чем не основанные вымыслы. К вымыслам изредка добавляются указания на отдельные слабые, или, точнее, недостаточно разработанные места, действительно, имеющиеся как в теориях эволюции и земного эволюционного происхождения человека, так и во всякой другой естественнонаучной теории.
Такой подход не выдерживает критики не только с позиций строгой исследовательской методологии, но даже и с позиций обыденного здравого смысла. Тем не менее, строго говоря, теоретически ни одна из перечисленных трех возможностей не может быть опровергнута с абсолютной убедительностью,! так, чтобы у ее сторонников не осталось никаких спасительных логических лазеек. Решающее значение при выборе поэтому приобретает то обстоятельство, что если для первых двух версий — творения и пришествия (они могут и сочетаться между собой) — нет «железных» доказательств не только contra (против), но и pro (за), то в последнем случае дело обстоит иначе. Здесь мы имеем вполне зримые и осязаемые следы того процесса, который, как предполагается, привел к появлению человека, т. е. следы эволюции.
Наибольшее сходство с людьми по строению тела, а также по физиологическим и генетическим признакам демонстрируют высшие приматы — обезьяны. Палеонтологические находки, исчисляемые сегодня тысячами и позволяющие довольно четко проследить основные вехи биологического становления человека, делают понятной причину этого сходства. С другой стороны наука на сегодняшний день не располагает ни одним бесспорным фактом, позволяющим утверждать, что человек произошел от обезьяны (возможно, есть какие-то тайные свидетельства, но в этом случае о них знают только посвященные).
Я сам сторонник теории Дарвина и в дальнейшем я постараюсь придерживаться именно её.
Гипотезы о географии возникновения Homo sapiens
Обычно появление Homo sapiens в Европе связывают с афро-азиатскими миграциями. На возможность миграции древних африканских гоминид в Азию, а затем в Европу указывает сходство зубной системы африканских находок, синантропа и предшественников палеантропа в Европе (например, челюсть из Дманиси, Грузия, возраст 1.8 млн. лет). Предполагается несколько волн миграции потомков синантропа на Запад, так что европейские палеантропы, возможно, результат метисации.
Наиболее древние формы человека разумного указываются для южной и восточной Африки. Это танзанийский человек, Летоли, возраст 120 тыс. лет, человек из Мумба, возраст 130 тыс. лет, а также череп из Флорисбада (100 тыс. лет), пещеры Бордер (90 тыс. лет), Омо! (более 60 тыс. лет) и находка близ устья реки Клазис (около 50 тыс. лет). Идея африканского происхождения Homo sapiens поддерживается и данными генетики: изучение митохондриальной ДНК, ферментов и белков в популяциях современного человека Африки показывает самый большой размах изменчивости по сравнению с популяциями других материков, причем в некоторых случаях сходство белков африканской и неафриканской популяции может быть выше, чем между соседними африканскими популяциями.
По современной гипотезе филетической эволюции человека разумного от архантропа, выделяется переходная группа человека разумного архаичного Homo sapiens archaic по материалам из Европы, Африки и Азии возраста 0.5-0.2 млн. лет назад. Основные критерии принадлежности к этой группе — объем мозга, приближающийся к объему мозга современного человека, грацилизация костей черепа и отсутствие резко выраженных не-андерталоидных черт. Однако, эта группа неоднородна, искусственна и вызывает много сомнений и разногласий. Из европейских материалов к этой группе относят гейдельбергскую челюсть (Германия, Мауэр), датируемую 0.5 млн. лет, считавшуюся раньше принадлежащей архантропу, затылочную кость из Вертешселлош (Венгрия), возрастом 0.4 млн лет. Расчетный объем мозга этого человека составляет 1400 см3, череп из окрестностей Лондона объемом 1500 см3 и череп из Штейнгейма (Германия), датируемый 0.3 млн. лет.
Появление Homo sapiens относят к верхнему палеолиту, к возрасту 40-35 тыс. лет тому назад.
Верхнепалеолитические африканские находки возрастом 35 тысяч лет известны из Афалу-бу-Руммель, Лукение-Хилл, Эльментейта (две последние из Кении), а также из Фиш-Хох (ЮАР). Краниологический вариант этой группы характеризуется удлиненной мозговой коробкой с покатым лбом без выраженного надбровного рельефа, высоким уплощенным лицом, невысоким переносьем, небольшой нижней челюстью.
Большая часть европейских находок относится к памятникам возрастом 40-35 тысяч лет и менее. Это находки с территории Франции (Кро-Маньон, Шанселад, Истуриц, Ле-Рош, Гаргас и другие), Чехии и Словакии (Младеч, Пржедмости), Болгарии (Бачо-Киро), России (Сунгирь, Ко-стенки). Европейские сапиенсы образуют три краниологических варианта. Первый — кроманьонский — характеризуется низкой угловатой черепной коробкой, широким средневысоким лицом, высоким узким носовым отверстием, значительным углом между носовыми костями и лицевой линией. Надглазничный рельеф слабый или отсутствует, средний объем мозга — 1400см1. Второй вариант комбкоппельский имеет иные характеристики. Третий вариант — негроидный или бушменоидный, описан для женского черепа из Грота Детей близ Ментоны (Италия) и черепа из Костенок XIV. Антропологический материал из Передней Азии во второй половине вюрма еще не сложился в однородную группу, но отличается от европейских находок.
Находки из Китая частично совпадают с европейским морфологическим типом, частично несут монголоидные черты — плоское лицо, плоские носовые кости (Чжоукоутянь, Цзиянь, Дуньдяньянь). Такого же типа детский череп из Сибири (Афонтова гора). В Южной Азии (остров Калимантан, пещера Ниах, возраст 38 тысяч лет) формируется антропологический тип со смешанными чертами негритосов и папуасов. Тот же тип из местности Табон, остров Палаван, возраст 30 тысяч лет. Люди сапиентного типа известны из Австралии. Человек с озера Мунго датировался вначале возрастом 28-32 тыс. лет. Сейчас его возраст установлен как 61± ±2 тыс. лет. Это человек грацильного сложения, захоронение его ритуальное (останки посыпаны охрой). Того же типа конституции останки с озера Менииди и череп из Кейлора. Эти люди не имели черт общих с современными австралийцами. Предками современных австралийцев, по-видимому, надо считать людей из Кохуна и Талгая (возраст 12-14 тыс. лет) — это люди плотного сложения с массивным черепом и выраженными надбровными дугами.