Один из таких механизмов - хромосомный аппарат и нуклеиновые кислоты. Информация, заложенная в ДНК, обеспечивает последовательность жизненных процессов.
Следовательно, изменчивость есть объективное свойство организма. При этом его устойчивость сохраняется благодаря работе механизмов, поддерживающих структуру и функции организма в пределах, совместимых с его существованием.
Механизмы жизнеобеспечения организма функционируют лишь при наличии управления. При этом конечность времени действия управляющих сигналов обусловливает конечность времени жизни организма. Возможной основной причиной старения организма и последующей смерти является развитие противоречий между конечностью управляющей информации в организме и необходимостью организма получать новую информацию для управления своими жизненными процессами.
2.2 О соотношении смерти и бессмертия
Проблема смерти и бессмертия имеет глубокие религиозно-духовные истоки. В мифологии, религии и философии человек издавна пытался решить эту фундаментальную проблему: переселение души в восточных культурах, поиск эликсира «вечной молодости» как постоянный многовековый стимул развития западной науки, поиск «живой воды» как вечный сюжет русских сказок и др.
В современных условиях, когда медико-биологические исследования затрагивают самые основы бытия, речь идет о более четкой демаркации между жизнью и смертью человека. Этическая направленность медицины отчетливо прослеживается в проблеме эвтаназии - гуманном умерщвлении безнадежно больных. Поэтому столь большое значение придается выявлению и обоснованию критериев жизни.
В прошлом одним из основных признаков жизни считалось сохранение не стимулируемых извне сердечных сокращений и спонтанное дыхание. В конце XX в. важнейшим критерием становится жизнь головного мозга и его структур, обеспечивающих высшую нервную деятельность.
Понятие «смерть» альтернативно понятию «бессмертие», т.е. возможности продления жизни бесконечно длительное время. В сугубо биологическом контексте речь идет об омоложении организма, поддержании жизнедеятельности в условиях анабиоза. В данном случае ставится задача бесконечно долго сохранять материальный (биологический) носитель жизни.
2.3 Перспективы человека
Существование человека современного типа составляет примерно 2% всей его предыдущей истории. Поэтому трудно зафиксировать эволюцию, если таковая и происходит.
Тем не менее, считается, что эволюционный процесс продолжается и связан с увеличением объема мозга.
Русский биолог И.И. Мечников (1845-1916) полагал, что старость - болезнь, лечить которую можно с помощью научных методов («рациональная микробиология»).
По его мнению, «норма человеческой жизни» — более 100 лет. Из его теории старения следует: на основе научного питания и специальных диет можно не только продлить жизнь, но и сохранить активное творческое начало в человеке.
Современная мировая статистика свидетельствует, что по мере развития цивилизации увеличивается средняя продолжительность жизни населения.
В конце XX в. в некоторых странах мирового сообщества (Япония и др.) средняя продолжительность жизни уже приблизилась к 80 годам.
Выявляется процесс акселерации, т.е. ускорения полового созревания, увеличения роста детей и подростков, начиная с конца XIX — начала XX в.; среднестатистический человек XXI в. будет крупнее своего предшественника.
Рост мирового народонаселения, приводит к тому, что человек как вид получает всеобщее распространение на планете: частично ликвидируется его сравнительный изоляционизм.
Распространение смешанных браков способствует «почернению» и «пожелтению» человеческой расы. Усиливается тенденция к генетическому единению населения.
Внутривидовая борьба утрачивает свое значение в рамках человеческого сообщества. Этот процесс происходит не на основе природных факторов (как в прошлом), а под воздействием социокультурных условий.
Реальный процесс эволюции связывается с мутацией, которая может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Реальное направление эволюционного процесса оказывается во все большей мере функцией деятельности самого человека.
Иначе говоря, будущее человека — в его собственных руках. Или ему удастся придать этико-гуманистическую ориентацию генным исследованиям, или победят приверженцы активного вмешательства на генетическом уровне в деятельность мозга, сторонники активного «улучшения» человеческой популяции. И тогда вполне возможно появление «генетических мутантов» («сверхчеловека», «биоробота» и т.п.), что ставит под угрозу естественный процесс человеческой эволюции.
Перспективы человека как биологического вида в существенной степени зависят и от того, удастся ли ему сохранить исторически сложившиеся экосистемы, качество окружающей среды. Тенденция к изменению биосферы может негативным образом сказаться на динамике человеческого организма, усилении мутационных процессов.
С одной стороны, человек являясь биологическим существом, имеет сравнительно ограниченный срок своего существования. С другой стороны, будучи социокультурным феноменом, создавая вечные духовные ценности, человек обеспечивает себе бессмертие, связывая прошлое, настоящее и будущее (не случайно В.И. Вернадский связывал бессмертие человека с величием его земных дел).
Список литературы
1. Лось В.А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы)/ Под ред.д-ра филос.наук, проф.,акад. АН Молдовы А.Д. Урсула: Учеб.пособие.-М.: ИНФРА – М, 2000.- 192 с.
2. Алексеев В.И. Базовые элементы концепции современного естествознания: Уч.пос. Владивосток: Дальрыбвтуз (ТУ), 1998:Ч.1.- 130с.