Земли, а Солнце, находящимся в центре, вокруг которого движется Земля, вращаясь суточным обращением. “Сфера звезд ...так велика, что круг, по которому обращается Земля, так относится к расстоянию до неподвижных звезд, как центр сферы к ее поверхности”. (R орб.Земли/ R непод.звезд = R Солнца/ R орб. Земли ).(1).
Исходя из этой системы, он рассчитал соотношение между диаметрами Земли, Солнца и Луны и диаметрами орбит Земли и Луны. Причем методы расчета были безупречны, но точность измерения весьма низка, и поэтому результаты далеки от действительных.
Система Аристарха Самосского не была принята современниками. Почему? Из нее вытекали два следствия, не гармонирующие с античным представлением о космосе: практическая его бесконечность и разноприродность планет и звезд. Птолемей оценивает расстояние от Земли до Солнца в 1200 радиусов Земли, что в10 000 раз меньше действительного. По- видимому, большинство греческих ученых не могло согласиться с тем, что звезды находятся невообразимо далеко от Земли.
Таким образом, мы имеем следующие знания об теориях происхождения Вселенной в представлении людей, Живших в период античности. Это первичное происхождение знаний; выделение одного целого; формирование накопленных научных знаний в отельные самостоятельно развивающиеся науки - это математика. Физика. Механика. Астрономия.
Какие же изменения в данных представлениях мы можем заметить в эпоху средневековья. Эти изменения можно охарактеризовать следующим образом принижение значения разумного знания с одной стороны и лишение природы самостоятельности с другой, привели к изменению статуса естествознания, т. е. разумного знания (науки) о природе. Ведь коль скоро природа утратила свой прежний статус безусловной реальности, то и наука о природе потеряла свое прежнее значение и стала рассматриваться либо символически, либо в аспекте ее практической полезности. Ибо безусловной реальностью для христианской теологии является только бог.
Итак, отношение к естествознанию меняется: во-первых, ему отводится второстепенное место по сравнению с познанием бога и души; во-вторых, даже если внимание и привлекается к природным явлениям, то они выступают в качестве символов, указывающих на другую реальность, которая опять таки религиозно-нравственная. Данный период можно охарактеризовать как упадок естествознания. Не малую роль в этом по моему мнению сыграла церковь, которая, естественно представила свою концепцию первоначала естественно божественную.
Итак. В средние века представления об естествознании изменились. На первое место вышло божественное происхождении Вселенной, а древних греков происхождение было научно – математическим. Что же было дальше?
Возрождение (1450 – 1600гг.). Новый тип человека – новый тип Вселенной. В отличие от средневековья (да, пожалуй, и от других эпох) гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека эпохи Ренессанса. Нельзя сказать, что до 15-го века не было людей всесторонне образованных,талантливых, энергичных (Данте, Р.Бэкон, Фома Аквинский). Однако в отличие от Леонардо да Винчи, Макиавелли, Бенвенуто Челлини они не стремились всех превзойти, это не было их сознательной целью, причем всех превзойти не только в одном каком-нибудь искусстве или науке, но именно в разносторонности, в умении все сделать и все познать. Б. Челлини: “Все эти художества весьма и весьма различны, так что если кто исполняет хорошо одно из них и хочет взяться за другие, то почти никому они не удаются; тогда как я изо всех сил моих старался одинаково орудовать во всех этих художествах”. Внеприродная, сверхприродная сущность человека – это христианское положение, согласно которому Творец дал человеку свободную волю и поставил господином над природой, однако лишь постольку, поскольку человек – раб божий; так как подлинным творцом мира и самого человека является бог. Эпоха Возрождения в Западной Европе снимает с человека это ограничение, оставляя ему божественные свойства, ему уже не обязательно быть рабом, чтобы творить и управлять природой.(1).
Означает ли выше изложенное. Что в эпоху Возрождения появилась новая концепция и новый взгляд на происхождение Вселенной. Наверное да. На первое место, на мой взгляд, здесь выходит не огонь. Вода или воздух. Не математика или физика. А природа самого человека, его совершенство. Заканчивая рассмотрение достижений естествознания в эпоху возрождения выскажу мнение. Что появилась теория первоначале разума.
Последующее развитие естествознания. Конечно, связано с именем гениального физика И.Ньютона. Оптические исследования. Тяготение – это не полный список его открытий. Ньютон произвёл «революцию» в физике. Изменились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой.
Следующая научная революция, после которой резко изменилась система взглядов и подходов, также связана с физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся прежде всего:
исследования Фарадея по электрическим явлениям, работы Максвелла и Герца по электродинамике,изучение явления радиоактивности Беккерелем, открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном. В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, в которой свойства пространства и времени связаны с материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование пространственных и временных координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях.
Таким образом, на первое место вновь выходит концепция научного происхождения Вселенной.
Глава 2. Современная концепция естествознания
2.1 Примеры современных концепций
В данной главе предстоит подробнее чем в введении рассмотреть современную концепцию происхождения объектов Вселенной.
Достаточно много современных исследователей занимаются вопросом, поставленным в теме данной работы. Попробую их сгруппировать и выделить общие черты.
В настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, начинает осуществляться необходимая заключительная ннтегрально-дифференциальная стадия. Таким образом, естествознание как действительно единая наука о Природе рождается только теперь. На данной заключительной стадии можно на самом делерассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранныйобъект естествознания. Тем не менее, все эти стадии исследования Природы, представляют собой звенья одной цепи.(1). Этот автор представляет нам концепцию основанную на трудах Платон. Только в более современном виде с применением высшей математики. «Необходимая для всего точного естествознания математика начинается с простейшего счета и простейших измерений (прежде всего с обычной геометрииЕвклида). По мере своего оформления теоретическое, точное, математизированное естествознание систематически использует все более совершенный математический арсенал, вплоть до самой изощренной высшей математики.»(2).