Смекни!
smekni.com

Функциональные асимметрии (стр. 8 из 11)

До припадка у всех больных появлялось "движение СЗО в субъективном звуковом поле" при убывании и возрастании значений Δt. Длина всех 4 траекторий (в направлениях от средней линии к уху и обратно в правой и левой части "субъективного звукового поля") составляла приблизительно 90°. "Резкие изменения движений СЗО после правосторонних припадков касаются "их длины и положения в субъективном звуковом пространстве", не затрагивают направления траектории. При опережении на правом ухе траектория движения СЗО укорачивается, движения СЗО ощущаются только в районе правого уха - в секторе между 35° и 75°, а при опережении на левом ухе длина траекторий несколько укорачивается, они перемещаются вправо; остается свободным сектор между 90° и 50°, и траектории "заходят" в правую половину поля до 40°. Все "левые" траектории, которые в обычном состоянии охватывают только левую половину субъективного звукового поля, теперь располагаются в центральном секторе поля, охватывая области, с двух сторон прилегающие к средней линии. "Существенно, что ни при каких условиях дихотической стимуляции не удается вызвать движение СЗО вблизи левого уха. Очевидно, что изменения траектории движения СЗО в условиях нарушения функций правого полушария также связаны со смещением начала координат, от которого ведется отсчет пространственного расположения излучающих объектов. Новое начало координат оказывается единым для неподвижных и движущихся СЗО".

Авторы предполагают, что "ориентировка человека в звуковом пространстве опосредуется формирующимся у него внутренним образом звукового пространства, которое имеет свою систему координат. от состояния этой внутренней системы координат зависит возможность адекватно локализовать неподвижный излучатель и следить за смещением движущегося излучателя". Авторы говорят об отображении реального звукового пространства на внутреннее. Функция отображения "позволяет достаточно полно описать соотношение этих двух пространств в норме и при нарушении функций одного из полушарий". Выделяются варианты соотношений.1) Реальное звуковое пространство и "его внутренний образ" изоморфны; такой вариант характерен для здоровых лиц и для тех, у кого нарушены функции левого полушария мозга; при таком варианте "локализация неподвижных и движущихся излучателей и отображение этой локализации во внутреннем пространстве полностью совпадают".2) Реальное и внутреннее звуковое пространства неизоморфны, их изоморфность "резко нарушается" при поражении правого полушария мозга; на "функции отображения" выделяются 4 отрезка: а) все СЗО, расположенные в норме справа между 0° и 90°, проецируются между 55° и 85° "внутреннего звукового пространства" справа, это "зона компрессии внутреннего звукового пространства"; б) СЗО, расположенные в норме по средней линии головы, проецируются в правую половину внутреннего звукового пространства до области 55° - "зона инвертированного внутреннего звукового пространства", здесь характерно несовпадение правой и левой половины реального и внутреннего звукового пространства; в) СЗО, расположенные в норме между 30° и 90° реального пространства слева, проецируются в левую половину внутреннего звукового пространства в зоне между 0 и 55°, это - "зона смещения", в эту зону внутреннего звукового пространства проецируются СЗО, занимающие в норме даже крайнюю левую точку реального пространства; г) в зону внутреннего звукового пространства между 55° и 90° слева СЗО не проецируются, функция отображения здесь не определяется, она не доходит до крайней точки оси координат, это как бы "пустая область внутреннего звукового пространства". Грубее ошибки локализации звука в левом пространстве.

Авторы говорят о 3 областях "искаженного" внутреннего звукового пространства: а) область компрессии (проецируется вся правая половина реального звукового пространства, масштаб реального пространства как бы уменьшен); б) центральная область (проецируется вся левая половина пространства - зоны инвертирования и смещения на функции отображения, масштаб реального пространства как бы увеличен); в) область "пустого" пространства, свободная от проекции звучащих объектов (отсутствует отображение реального звукового пространства).

Приведенные исследования представляются интересными прежде всего тем, что они вывели авторов на обсуждение роли пространства в слуховом восприятии человека.

Я.А. Альтман, Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин, В.В. Меншуткин на основании изучения локализации, латерализации, движения СЗО, высказав предположение о том, что "изоморфность реального звукового пространства и формирующегося у человека внутреннего звукового пространства обеспечивается структурами правого полушария", пишут о соотнесении акустических пространственных характеристик стимула с уровнем отсчета, каким предполагают "существующую в мозге модель схемы тела, относительно которой и локализуется источник звука".

В онтогенезе различие восприятия вербального материала правым и левым ухом выявляется уже у детей с 4-летнего возраста, причем, раньше у девочек, чем у мальчиков; эффект левого уха в восприятии невербальных стимулов обнаруживается у 5-летних детей.Э.Г. Симерницкая установила неодинаковый характер нарушения воспроизведения речевых стимулов при поражении правого и левого полушарий мозга у детей; если у взрослых при поражении левого полушария воспроизведение при дихотическом прослушивании ухудшается с обеих сторон, то у детей ухудшается воспроизведение слов, предъявлявшихся на контралатеральное ухо; при поражении правого полушария, как и у взрослых, ухудшается воспроизведение слов, предъявлявшихся на левое ухо, но в отличие от взрослых, у детей при этом улучшается воспроизведение слов, предъявлявшихся на правое ухо. Асимметрия слуха возрастает по мере взросления в случае нормального нервно-психического развития, в позднем онтогенезе нивелируется, например, в локализации звука в пространстве.

В каких сочетаниях с асимметриями других парных органов выступает асимметрия слуха, и как на ней сказывается длительный практический опыт субъекта? Для уяснения этого вопроса необходимо уточнение асимметрии функций возможно большего числа парных органов и сопоставление профиля асимметрии с характером и длительностью профессиональной деятельности субъекта. Пока в литературе есть лишь разрозненные сведения; А.Г. Федорук считает важным для операторской и летной деятельности сочетание правых асимметрий рук, зрения (в прицельной способности) и слуха (в восприятии вербальных стимулов), A. Gregory не установил связи между преобладанием левого уха (75 % изученных им 222 испытуемых) в восприятии высоты дихотических аккордов (тонов 1650 и 1750 Гц), предъявлявшихся попеременно на правое и левое ухо и преобладанием руки. У лиц с нормальным зрением правое ухо преобладает в восприятии слов при дихотическом прослушивании, а у слепых, хорошо владеющих системой Брайля, преобладает левое ухо. Есть довольно многочисленные указания на слабую выраженность асимметрии слуха у леворуких. Точность восприятия звуков среды и чисел у детей увеличивается с возрастом, но у амбидекстров подобная тенденция отсутствует по отношению к звукам среды. B. Shanon просил профессиональных музыкантов:

1) прослушать два звука и установить, повторяет ли второй первый,

2) определить, образуют ли два звука чистую октаву,

3) прослушать три звука и сказать, составляют ли октаву два из них. Звуки предъявлялись отдельно на левое и правое ухо; музыканты используют не только конкретно-образное, но и структурно-понятийное представление о звуках и интервалах между ними, и это сказывается на участии и левого полушария мозга.

Осязание охватывает все виды кожной чувствительности - ощущения давления, прикосновения, вибрации. Оно тесно связано с другими (различающимися в коже и связанных с ней структурах) формами чувствительности: проприоцепцией, терморецепцией, болевой чувствительностью.

Проприоцепция - способность человека осознавать положение конечностей относительно друг друга, движения суставов и определять сопротивление каждому своему движению. Ее называют еще глубокой чувствительностью, так как большая часть проприоцепторов расположена не на поверхности, а в мышцах, сухожилиях, суставах.