В настоящее время в руках антропологов имеются уже достаточно достоверные доказательства того, что человек современного физического типа появился не 40 тыс. лет назад (как думали в 50—х годах), а намного раньше, притом не в Европе. Одно из них, весьма важное, — результат пересмотра датировки черепа Кафзех-6 (Израиль), имеющего практически сложившийся современный морфологический облик. Этот череп поразил исследователей своей необычайной древностью —92 тыс. лет. Проверка методом электронно-спинового резонанса дала еще более внушительную цифру — 115 тыс. лет.
Это еще не означает, что прародиной человека современного подвида была Азия. Все больше данных свидетельствуют о том, что следы первого человека современного типа, как и следы самого первого человека, опять-таки ведут в Африку. Древность найденного в Танзании черепа Летоли—18 оказалась равной 120 тыс. лет при достаточно сложившемся современном комплексе черт. Свыше 100 тыс. лет насчитывают многие африканские стоянки Homo sapiens sapiens. Словом, процесс сапиентации в анатомическом смысле завершился в Африке на несколько десятков тысячелетий раньше, чем в Европе.
Поэтому вполне убедительной представляется так называемая "афроевропейская гипотеза" немецкого антрополога Г. Бройера, согласно которой современный человек возник в Африке, южнее Сахары, более 100 тыс. лет назад, мигрировал в Переднюю Азию, а оттуда в Европу (примерно 35—40 тыс. лет назад), где ассимилировал местных неандертальцев. Кстати, Г. Бройер, как и автор этой статьи, склоняется к мысли, что в процессе ассимиляции имела место метисация между неандертальцами и мигрантами. Таким образом, вклад неандертальцев в генофонд европейского населения, относящегося уже к подвиду Homo sapiens sapiens, по-видимому, в целом незначителен, хотя метисация в ограниченном масштабе несомненно имела место.
Вероятно, смешение неандертальцев с людьми современного физического типа происходило и в Передней Азии (что уже давно предполагали некоторые антропологи), но не очень интенсивно, о чем свидетельствуют находки черепов классических неандертальцев, притом весьма поздних (46 тыс. лет), в близком соседстве с упоминавшимися древнейшими останками человека современного типа.
Таким образом, в этом регионе в течение по крайней мере 50 тыс. лет сосуществовали два разных подвида Homo sapiens, причем каждый сохранял достаточно хорошо выраженный облик своего таксона, хотя метисация могла происходить и, конечно, происходила, но в относительно малом масштабе. Трудно сказать, что мешало более широкому процессу смешения. Биологического барьера не было, так как обе формы принадлежали к одному виду. Не было, вероятно, и культурного барьера: люди современного типа в течение десятков тысяч лет пользовались практически таким же мустьерским каменным инвентарем, какой изготавливали и употребляли неандертальцы. Остается загадкой, почему в течение столь длительного времени Homo sapiens sapiens не проявил каких-либо интеллектуальных и социальных преимуществ, которые поставили бы его выше неандертальца. Вернее всего, мутации, поднявшие человека современного облика над уровнем других древних гоминид, произошли намного позже завершения формирования внешних таксономически значимых структур черепа и касались, скорее всего, в основном тонких перестроек мозга.
Сосуществование различных таксонов рода Homo — факт, открытый сравнительно недавно и находящийся в противоречии с прежней стадиальной теорией, исходившей из постулата "одного вида" (т.е. одного вида гоминид в каждый конкретный период времени).
К числу новых достижений науки о происхождении человека относится также твердо установленный теперь факт отсутствия жесткой связи между типом каменного инвентаря и эволюционной стадией рода Homo. Это наглядно зафиксировано антропологами и археологами при раскопках в Сен-Сезар (Франция), где останки классического неандертальца были обнаружены вместе с орудиями верхнепалеолитического типа.
Генетики-моноцентристы сходятся на том, что первой выделилась линия африканских негроидов.
Признание гипотезы сетевидной эволюции на всех этапах существования рода Homo в определенной степени снижает значение самой постановки вопроса о времени первичной дифференциации линий, ведущих к различным расам, если не считать проблем, связанных с древнейшим разобщением человечества на африканскую и азиатскую части.
5. Сторонники теории моноцентризма
Рогинский Яков Яковлевич (1895-1986) - советский антрополог, один из крупнейших отечественных исследователей антропогенеза. С 1950 г. профессор МГУ, педагог.
Основоположник теории широкого моноцентризма. Основные работы касались вопросов возникновения современного вида человека, расоведения и морфологии человека. В частности, Я.Я. Рогинский много работ посвятил критическому разбору гипотезы существования "пресапиенса" в Европе. Также, разрабатывал проблему "разрывов постепенности" и скорости эволюции предков человека. Важной составляющей научного наследия Я.Я. Рогинского является изучение основных типов характера и их становлению в эволюции человека. Существенна разработка философских аспектов антропогенеза.
Зубов Александр Александрович (1934) – русский (советский) антрополог.
Основатель отечественной школы одонтологии. Создал методику одонтологического изучения популяций современного человека. Выявил важнейшие таксономические признаки зубной системы человека. Используя эту методику, много лет изучал изменчивость одонтологических признаков населения земного шара. Исследования в области антропогенеза в основном касаются также одонтологических признаков, а также систематики ископаемых гоминид и проблем возникновения современного вида человека. Существенная часть работ А.А. Зубова посвящены глобальным вопросам антропогенеза и их философским аспектам: происхождению и специфике труда, разума и перспектив эволюции человека.
Сотрудник отдела антропологии Института этнологии и антропологии РАН.
Левин Максим Григорьевич (1904-1963) – советский антрополог. Его перу принадлежит около 150 научных исследований по различным проблемам антропологии и этнографии, в большинстве они посвящены проблемам этнической антропологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Обобщающим трудом его более чем тридцатипятилетних экспедиционных и теоретических работ является фундаментальная монография "Этническая антропология и проблема этногенеза народов Дальнего Востока" (М., 1958). Эту книгу Максим Григорьевич Левин защитил в качестве диссертации на степень доктора исторических наук, а в последствии был удостоен за нее премии имени Н.Н. Миклухо-Маклая.
Заключение
Итак, теория моноцентризма утверждает, что человек произошел от одного вида антропоморфных обезьян и из одной определенной области нашей планеты. Вероятно, прочие виды антропоморфных обезьян были ассимилированы в вышеупомянутом виде. Имеется множество доказательств в подтверждение этой теории, однако ей присущи также и слабые стороны.
Таким образом, современное человечество — это единый политипический подвид рода Homo, вобравший в себя большую часть генетического разнообразия всего этого рода на протяжении его эволюции, дивергенции и метисационных процессов.
Список использованной литературы
- Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969.
- Рогинский Я.Я. Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения человека и его рас. М., 1949.
- Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
- Богатенков Д.В.,Дробышевский С.В.Введение в антропологию – www.ido.edu.ru/psychology/antropology
- Зубов А.А. Дискусионные вопросы теории антропогенеза // Этнографическое обозрение. М., 1994.
- Тадтаев Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Ростов, 2001.
- www.lib.mdpu.org
- www.iea.ras.ru