Смекни!
smekni.com

Этология и социобиология (стр. 3 из 3)

Названные обстоятельства, в свою очередь, явились причиной того, что поначалу советские исследователи встретили идеи Уилсона с известной симпатией, что не могло не удивить западных наблюдателей, знавших о тех резких нападках на эти идеи, которые содержались в работах радикально настроенных западных авторов. Нет сомнения в том, что этому способствовало осознание советскими исследователями того, что генетический подход к проблеме объяснения человеческого поведения может помочь в борьбе со сталинским догматизмом. Н.X. Сатдинова в своей статье, опубликованной в ведущем советском философском журнале, дала на удивление позитивное изложение основных положений концепции социобиологии. В.Т. Ефимов, отметив, что такие конкретные «науки о человеке», как биология, генетика, физиология, этология и психология, вносят вклад в понимание проблемы человека, призвал к развитию этих исследований в Советском Союзе. В.Н. Игнатьев, критически отнесясь к тому, что он посчитал идеологической позицией Уилсона, выразил убеждение в том, что сама по себе концепция социобиологии представляет известный интерес.

Вскоре, однако, стало ясно, что идеи Уилсона встречают отрицательную реакцию со стороны более ортодоксальных марксистских авторов. Для Дубинина и его друзей идеи о биологических основах положительных качеств человека представлялись не более приемлемыми, чем представления тех, кто рисовал образ «оскала» природы. Попытки объяснения «альтруистического» поведения человека влиянием генетических факторов являются не менее ошибочными, писал Дубинин, чем попытки обнаружить «врожденную агрессивность», свойственную якобы человеку. Обе эти точки зрения, отмечает Дубинин, повторяют старую ошибку, «биологизируя» человека, рассматривая его как животное, а не как социальное явление.

Он предпринял попытку анализа некоторых форм социального поведения человека по аналогии с поведением животных. При этом он утверждал, что человеческое поведение обусловлено естественным отбором и предопределено генетически; а основная задача С. состоит в определении генов, влияющих на поведение индивидов.

С. опирается на три основные концепции:

1) концепцию «эволюционно стабильной стратегии» (Смит), основным тезисом которой является положение о том, что преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены другими, если им следует большая часть особей. Поведение члена популяции, отклоняющееся от общепринятых норм и не имеющее полезных для популяции свойств, в популяции не закрепляется;

2) концепцию «совокупной приспособленности» (Хамилтон), суть которой в том, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции;

3) концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида.

При этом отмечается, что альтруистическое поведение может играть важную роль в эволюции, если ему следует значительная часть популяции: в этом случае польза от него перевешивает вред, причиняемый особи-альтруисту (эта концепция не является в С. общепринятой). В целом для социобиологических исследований характерна, с одной стороны, антропоморфизация исследуемых явлений, заключающаяся в использовании социологических категорий для объяснения и анализа биологических явлений, а, с другой стороны, биологизация изучаемых объектов, состоящая в объяснении социальных явлений биологическими методами и понятиями, с генетических позиций, распространение на социальное поведение человека закономерностей существования биологических сообществ.

Заключение

Между этологией человека и социобиологией никоим образом не следует ставить знака равенства, на что специально указывал сам лидер социобиологии Э. Вильсон. Этология человека – это дисциплина традиционно описательная, основанная на полевых наблюдениях и на эксперименте и, строго говоря, не имеющая в настоящее время собственной законченной теории. Что касается социобиологии, то ее ядром являются чисто дедуктивные построения, во многом идейно родственные первоначальному варианту этологической теории инстинкта, в настоящее время оставленной большинством авторитетных этологов. В этом смысле социобиология человека является своего рода отдаленной преемницей этологической школы «консерваторов», но не имеет, в отличие от нее, собственной эмпирической базы, а лишь использует данные этологии и ряда других дисциплин (во многих случаях неадекватно) для оправдания своих формальных алгебраических выкладок.


Список литературы

1. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 2: Инстинкт и разум. – 2005. – 347 с.

2. Грушевицкая Р.Г., А.П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва. «Юнити», 2003.

3. Зорина З.А., Полетаева И. М. Основы этологии и генетики поведения. М: МГУ, 1999.

4. Корытин С.А. Поведение и обоняние хищных млекопитающих – Изд. 2-е. – М.: [Изд-во ЛКИ]: URSS [дистрибьютор], 2007. – 224 с.

5. Корытин С.А. Приманки зверолова. Управление поведением зверей с помощью апеллентов – М.: Изд-во ЛКИ: URSS [дистрибьютор], 2007. – 288 с.

6. Крушинский Л.В. Записки московского биолога. Загадки поведения животных – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 500 с.

7. Краткая Российская энциклопедия (том 3). Москва. «Оникс», 2002.

8. Концепции современного естествознания. 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону. «МарТ», 2002.

9. Майк Кордуэлл. Психология от А до Я (словарь-справочник). «Гранд», 2003.

10. Паевский В.А. Пернатые многоженцы: браки, измены и разводы в мире птиц – М.; СПб.: Товарищество науч. изд. КМК, 2007. – 144 с.

11. Протопопов А. Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда. М.: КСП+, 2002

12. Психология. «Питер». Санкт-Петербург. Москва-Харьков-Минск, 2000.

13. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для вузов – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 543 с.