Смекни!
smekni.com

Энергетические ресурсы 2 (стр. 2 из 3)

Архитекторы разработали несколько вариантов снижения теп­лоотдачи в жилых домах. Помимо новых теплоизолирующих ма­териалов было предложено изменить архитектуру дома, чтобы минимизировать площадь потери тепла, заглубить коттеджи под землю, использовать солнечное освещение для максимального обогрева жилища.

Появились экспериментальные дома-юрты, по форме напо­минающие полусферу с минимальной площадью поверхности. В таком доме пришлось разработать оптимальную внутреннюю планировку. В центре первого этажа помешалась печка, теплый воздух от которой обогревал все три этажа.

«Дома-землянки» позволяли с сохранением комфорта исполь­зовать естественные теплоизоляционные свойства грунта. Такой дом возвышался незначительно над поверхностью земли, а свет попадал в него через крышу или низкие окна по всей периферии возвышающейся части стены.

«Солнечные» дома ставили фасадом на юг так, чтобы естественный свет максимально использовать для обогрева помещений. Для этого внутри пол, а так же противоположную стену, а иногда и специальные колонны изготовляли из материала с повышенной теплоемкостью. Нагреваясь в течении дня, пол и стены отдавали тепло ночью. Затем стали применять специальные панели с водой для их нагрева. Подобные дома получили широкое распространение в Средиземноморье и во многих других регионах мира.

Повышение странами ОПЕК цен на нефть заставило главных ее покупателей – США, Японию, страны Западной Европы срочно развивать новые технологии энергосбережения. В Америке увеличился спрос на малолитражные автомобили. В автомобилестроении был достигнут более высокий уровень технологического решения задач проектирования новых транспортных средств. Уменьшилась масса автомашин в среднем на 1/4. В основных европейских странах и Японии были приняты законы, обязывающие производителей автомобилей создавать модели с меньшим расходом бензина.

В считанные годы стали популярны ветрогенераторы. Очень быстро были разработаны совершенные модели ветряков с использованием всей силы современных инженерных возможностей и достижений науки.

Так же обстояло дело и с солнечными батареями, разработкой которых занимались давно, но не могли достичь их конкурентоспособности по себестоимости вырабатываемой электроэнергии с традиционными способами ее получения на ТЭС и ГЭС.

Технические успехи были бы намного меньшими, если бы ве­дущие индустриальные страны не оказали финансовой поддержки для проведения новых научных изысканий и создания опытно-конструкторских разработок в целях экономии энергозатрат. Нефтяной кризис заставил экономику заинтересоваться достижениями науки и применить их на практике.


1.3 Последствия Нефтяного кризиса.

Сочетание политики энергосбережения, использования источников энергии, заменяющих нефть, а также увеличение производства нефти странами, не входя­щими в ОПЕК, привело к уменьшению потребления нефти в мире в период меж­ду 1979 и 1988 г. Снижение спроса на нефть и неспособность стран — членов ОПЕК сократить производство нефти до уровня поддержания относительной не­достаточности ресурса и высоких цен на него привело к появлению избытка не­фти на рынке. В 1988 г. на долю стран ОПЕК приходилось всего около 27% миро­вого производства нефти.

Нефтяной кризис 1970-х годов ясно показал, что человечество может развиваться без наращивания энергопроизводства, лишь в счет постоянного совершенствования технологий, миниатюризации ресурсосбережения. Выяснилось, что такая политика способствует ускорению научного прогресса и ее можно назвать "перманентным энергосбережением»

Однако усвоить урок нефтяного кризиса оказалось не просто. Как только цена на нефть стала понижаться, на мировом рынке в течение 1980-х годов, снова изменился рост потребления энергия человечеством, а прогрессивные способы энергосбережения снова стали нерентабельным.

1.4 СССР в годы кризиса.

Советский Союз обладал собственными мощными источника­ми ископаемого органического топлива и никогда не находился в зависимости от его импорта из других стран, поэтому в нашей стране не было нефтяных кризисов в 1973 и 1979 гг. Добыча неф­ти в СССР тогда возросла от 353 млн т в 1970 г. до 603 млн т в 1980 г., из которых 9/10 использовалось внутри страны и 1/10 преодолевали за рубеж. Доходы от продаж нефти в период 1973—1984 гг. быстро возрастали. Острой потребности в переходе на энергосберегающие технологии в стране не было. В то время как в ведущих капиталистических странах вынужденно и в сжатые сроки экономика перестроилась с учетом последних научно-технических достижений, в нашей стране энергозатраты остались на прежнем уровне, что негативно сказалось в последующее десятилетие, когда СССР не выдержал экономического соревнования с Западом. Последовавший отказ от социалистической модели экономического развития в пользу капиталистической не был продуманным и планомерным, во многом прошел стихийно и не принес ожидаемой прогрессивной реструктуризации промышленности.

Только в 1998 г, в России была принята федеральная целевая программа "Энергосбережение России" на 1998-2005 гг. Одно­временно несколько постановлений Правительства РФ детализи­ровали задачи экономии энергетических ресурсов.

1.5 Топливно-энергетический комплекс современной России. Перспективы развития.

Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.

В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства.

В то же время состояние минерально-сырьевой базы ТЭК свидетельствует о несовершенстве сложившейся системы недропользования и о недостаточной эффективности управления государственным фондом недр, а также о необходимости внесения принципиальных изменений.

Современная экономика России энергорасточительна. Энергоёмкость валового внутреннего продукта (при расчёте его по паритету покупательной способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам Европейского союза – в 3,1 раза. В последнее двадцатилетие в развитых странах наблюдался энергоэффективный экономический рост (на 1 процент прироста валового внутреннего продукта приходилось в среднем лишь 0,4% прироста потребления энергоносителей). В результате энергоёмкость валового внутреннего продукта в среднем по миру уменьшилась за этот период на 19%, а в развитых странах – на 21 – 27%. В России же из-за глубокого экономического кризиса энергоёмкость валового внутреннего продукта не снижалась, а увеличилась (в 1990 - 1998 годах – на 18%). Лишь в последние годы по мере восстановления экономики она начала снижаться на 2-3% ежегодно. Существующий потенциал энергосбережения составляет 360 - 430 млн. т у.т., или 39-47% текущего потребления энергии. Почти третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях (в том числе четверть – в электроэнергетике и теплоснабжении), ещё 35-37% в промышленности и 25-27% в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В связи с этим разрабатываются пути оптимизации использования энергии.

Сдерживание развития энергоёмких отраслей и интенсификация технологического энергосбережения позволят при росте экономики за двадцать лет от 2,3 до 3,3 раза ограничиться ростом потребления энергии в 1,25 - 1,4 раза и электроэнергии – в 1,35 - 1,5 раза

В результате потребность в первичных энергоресурсах на внутреннем рынке России составит к 2010 году 1020 - 1095 млн. т у.т., а к 2020 году – 1145 - 1270 млн. у.т. (рис.7).

Основой внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы при всех вариантах останется природный газ. При этом его доля в расходной части баланса первичных энергоресурсов снизится с 50% в настоящее время до 45-46% в 2020 году. На жидкое топливо (нефть и нефтепродукты) будет приходиться в течение рассматриваемой перспективы 20-22%, а на твёрдое топливо – 19-20%. Достаточно стабильным будет внутренний спрос и на нетопливные энергоресурсы (электроэнергию и тепло гидро- и атомных электростанций и возобновляемых источников энергии).