ВВЕДЕНИЕ
В любой области науки изучение любого вопроса обязательно предусматривает ознакомление с его историей. Эта аксиома имеет особое значение для психологии – науки, пребывающей в постоянном развитии. Полноценное психологическое образование и самообразование непременно должно включать изучение истории психологии.
Изучение истории психологии следовало бы начинать с древнейших времен, ибо многие современные концепции уходят корнями в воззрения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и иных мыслителей древности, каждого из которых в известном смысле можно назвать и психологом.
Нельзя ни отметить влияние на психологию философии (причем исключительно философии Нового времени). Это довольно спорная позиция, поскольку воззрения Р.Декарта, Д.Гартли, Д.С. Миля и других являются столь же психологическими, сколь и философскими. Впрочем, если вести отсчет времени со дня основания первой психологической лаборатории, то и такой подход имеет право на существование (если, конечно, читатель учитывает его некоторую ограниченность).
В широком смысле этого понятия представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.
ПОНЯТИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики “цензурой” – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу. В особых “конфликтных” случаях бессознательные влечения “обманывают” цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.
Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.
Заключение
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
Список использованной литературы
1. А. Ф. Лосев, А. А. Тахо - Годи. Платон, Аристотель. М., "Молодая Гвардия", 1993.
2. Ж. Политцер. Избранные философские и психологические труды. М., "Прогресс", 1980.
3. А. Е. Шерозия. Психика, сознание, бессознательное. Тбилиси, "МЕЦНИЕРБА", 1979.
4. З. Фрейд. Das "Ich" und das "Es". Тбилиси, "Мерани", 1991.
5. История зарубежной психологии: 30-е - 60-е годы XX века. Тексты. Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. МГУ, 1986.
6. Б. В. Зейгарник. Теория личности в зарубежной психологии. МГУ, 1982.
7. И. С. Кон. Социология личности. М., "Издательство политической литературы", 1967.
8. О. К. Тихомиров. Психология мышления. МГУ, 1984.
9. Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. М., "Издательство политической литературы", 1985.
10. К. Г. Юнг. Психоаналитические типы. М., 1967.
11. Философский словарь. Под редакцией М. М. Розенталя, П.Ф.Юдина. М., "Политиздат", 1968.
12. Ф. В. Бассин. Проблема бессознательного. М., 1968.
Понятие бессознательногоСамая глубокая и значительная область человеческого разума – этобессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, егопризнавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платонапризнание существования бессознательного послужило основой создания теориипознания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психикичеловека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно,почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в полеего зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемойнеосознанного знания человека.Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможностисуществования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философииКанта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах.Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком нетолько с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и сдругими произведениями немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не толькоразделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речьзаходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно этокасается проблемы бессознательного.Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многихфилосовских работак XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот отрационализма эпохи Просвящения и немецкой классической философии киррационалистическому пониманию бытия человека в мире.На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философияШопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степенипредопределили различные психоаналитические концепции, в том числе ифрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, междупсихоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нетабсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: -«мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяетэту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрениибессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. ДляФрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечтопсихическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие отдругих, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научнымфактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия -неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибутасознанияИзвестно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучилечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания имотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причинойнервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавлениясвоих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными,слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцелениядуши, названный психоанализом.Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основываетсявся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования,развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он былпереработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучениескрытых связей и основ человеческой душевной жизниПод бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудьгипотезу, созданную для филосовской системы. Бессознательное - те формыдушевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же времяне являются достоянием сознания.[2]В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне(сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реальновоздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции);движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторениюавтоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения кдеятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательнымявлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психикебольного человека: бред, галлюцинации и т. д.Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, которыйопирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент,например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным.Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстропроходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновениеперестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных,легко достижимых условиях.[3]Представление – или всякий другой психический элемент в определенный моментможет быть в наличности в сознании человека, а в последующий может оттудаисчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменнымснова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственныхвосприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представлениесохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто отсознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясьскрытым от сознания относительно этого, неизвестно. [4]Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — этосовокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленныхвоздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясьпсихическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание»,«сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражениядействительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени иместе действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном,в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемымидействиями, невозможна и оценка их результата.Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силусуществования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличиядругих актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеетсямножество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушаетсяпсихическая непрерывность и становится понятным существо познавательногопроцесса с его сознательными актами.Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального,физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейдже как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов,натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне полязрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследованияприроды психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые невписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, чточеловеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий изразличных компонентов, которые по своему характеру являются не толькосознательными, но и бессознательными и предсознательными.В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на двепротивостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которыепредставляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейдназывает «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мывоспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключаетсяединственный смысл термина «сознательный».[5] Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены неравнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющимсуть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, поФрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессеразвития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики,а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться кдругим его качествам.Три периода развития учения Фрейда о бессознательномЧеловеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание,бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психическогонаходятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и всостоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этойборьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждыйчеловеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбысознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизнисоотношения сил этих непрерывно борющихся сторон. [6]Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и вдальнейшем подвергалась существенным изменениям.В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учениюзнаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, откоторых она находилась и в прямой генетической зависимости.Во второй самый прододжительный и самый важный период развития психоанализаопределяются все основные и характерные черты фрейдовского учения обессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. Разработка всехвопросов происходит в этот период исключительно в плоскости теоретической иприкладной психологии.В третий период концепция бессознательного претерпевает существенноеизменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра иГартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными,специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего ивсего высшего в человеке. [7]Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого знатока гипноза Бернгейма:загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое времяпосле пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись отгипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное –прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила,что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно несоответсвовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, носознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, чтораскрыла зонт по собственному желанию. Далее, Бернгейм путем настойчивыхрасспросов и наведений ее мысли заставил, наконец, пациентку вспомнитьнастоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное ее во время гипноза.Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основыего ранней концепции бессознательного:1. Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности невсегда соответствует действительным причинам поступка;2. Поступок иногда может определяться силами, действующими впсихике, но не доходящими до сознания;3. Эти психические силы с помощью известных приемов могут бытьдоведены до сознания.На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрическойпрактике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемыйкатартический метод лечения истерии.Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторыхдругих психогенных нервных заболеваний лежат психические образования, недоходящие до сознания больного: это какие-нибудь душевные потрясения, чувстваили желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как егосознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминанияо них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормальноизжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомыистерии.[8]Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются«бессознательным», как понимал его Фрейд в первый период развития своегоучения. «Бессознательное» можно определить как некое чужеродное тело, проникшеев психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментамисознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близкомечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, оттесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.Такова первая фрейдовская концепция бессознательного.[9] Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакойфизиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать.Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на языксознания; другого, непосредственного подхода к бессознательному помимосознания саомго больного нет и не может быть.Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательногообогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.Во втором периоде бессознательное становится необходимою и крайне важноюсоставной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания ибессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психическойжизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил иэнергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В тоже время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может статьисточником всех нервных заболеваний.Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда,носит закономерный харатер и совершается на протяжении всей жизни человека ссамого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения».Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далеесодержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненныепереживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связныегруппы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественносексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строгоопределенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.[10]Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теориейвлечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, авнутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку,поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояниетяжести и нагрузки на наш внутренний мир. [11]Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутреннимираздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный)источник, т.е. рождаются в организме. И вот психические представительстваэтих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Всевлечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на двегруппы: 1) сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода; 2) личныевлечения, или влечения «я», их цель – самосохранение индивида.Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенкус самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведетнепрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь ворганизме и психике.Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле:в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы онбыл предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связанпринципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал иярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давлениереальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен впроявлении своего исконного, органического самодовления.В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместопрежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новоеделение: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Втораягруппа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности,жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создалтеорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своихдвоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболееи наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.Влечение «я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальнымвлечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив обачлена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующиеподинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимыежизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторыбыли очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы какжизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что учеловека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищуне только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственнойтолько человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче илегче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек сталстроить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себежизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и напервое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению иразвитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохраненияиндивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов вбезжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь отбеспокойства жизни и эроса.[12]Второй особенностью третьего периода является расширение составабессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательногокак вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальныхвлечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагаетвсю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно».[13] "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая"самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только"принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой ивопреки ей.«Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногдатак остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и добройволе."Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в томчисле природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с"принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью.«Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельновластвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец,«Оно» – бессознательно.[14]До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведьвытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательноепредставлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное,разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только«Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть облась бессознательного.Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаясяв интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная облась «Я» такжеоказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое вниманиеФрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глуюже и существеннее,чем казалась вначале.Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я».[15] "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего родацензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и"Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздатьбессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".«Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняютсявытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важныхявлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины,которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины,борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, кпроявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждениесовести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости,презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я»принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в тоже время моральной.Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит изтого, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольновыбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку вудовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью,которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздатьбессознательные влечения и направить их в русло социально одобренногоповедения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я".Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить своедоброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому внем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" каксовесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшимсуществом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, властьродителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека"Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этомсмысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я"ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно",что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психикечеловека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастногосоздания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то вдругую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со"Идеал - Я".Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного,вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и властьбессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задачапсихоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобыбессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания иподчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил вспособность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выраженов формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическаядеятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природыбессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлятьими в реальной жизни.Фрейд определяет бессознаетльное как несловесное; оно превращается впредсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредствомсоединения с соответсвующими словесными представлениями.Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладениябессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно вносякоррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро такназываемых "первичных влечений".ЗаключениеУчение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайникибессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю"психики. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит впроникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е.мысль, понимаемая как объективное познание и как представление. Наш мирпредставлений, как и каждый из его элементов, доступен для восприятия лишьпосредством инстанции, несводимой к нему, - сферы побуждений, желаний,потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма предшествуетформам мысли, и мысль может воспринять ее лишь задним числом. Поэтомурезультаты наших размышлений об аффекте, пбуждениях и т.д. нисколько не ведутнас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться кего корням, чтобы выявить действительно движущую силу природы, подлинный разум. [16]Список литературы:1. Бессознательное: многообразие видения, Агентство «САГУНА»,Новочеркасск, 1994.2. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану,Коллоквиум московского круга, 1992.3. «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В.М. Лейбин,Москва, «Республика», 19944. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва«Просвещение», 1989.5. З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998.6. Макаревия В.Приоткрытая дверь в глубины бессознательного, Даугавпилс,1997.7. Ричард Осборн. Знакомтесь: Фрейд, Киев, 1997.8. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва,1997. |