Лошадь Пржевальского свободно скрещивается с домашней лошадью. Гибриды их всегда плодовиты. Это и позволяет восстанавливать поголовье не только путем разведения чистокровных лошадей Пржевальского, но и путем выведения гибридов с домашней лошадью. В ряде поколений они приобретают все типичные для лошади Пржевальского признаки. Для этой цели берутся только чистокровные дикие жеребцы. Вначале используются просто домашние кобылы, а затем гибридные с лошадью Пржевальского. В последние годы для гибридизации использовались тарпанообразные кобылы. Они находятся все же ближе к дикой лошади, чем многие другие породы.
Численно возрастающие табунки чистокровных и гибридных лошадей Пржевальского представляют большую научную ценность и занимают одно из первых мест в сокровищнице зоопарка «Аскания-Нова».
В 1959 году в Праге состоялся I Международный симпозиум по вопросам сохранения лошади Пржевальского, где была выработана стратегия коллективных действий по спасению исчезающего вида. В рамках стратегии было предложено тщательно отбирать жеребцов-производителей для уменьшения инбридинга у их потомков, обмениваться этими жеребцами между центрами разведения и содержать лошадей Пржевальского естественными социальными группами. Эта система мер дала положительные результаты. По данным международной племенной книги, численность мировой популяции к 1972 году возросла до 200.
В 1977 году три датских мецената основали Фонд Сохранения и Защиты Лошади Пржевальского. К тому времени осталось около 300 Лошадей Пржевальского. Цель Фонда была двойственной. Была создана компьютеризированная родословная книга лошадей с помощью данных хранителя родословной доктора Ири Вольф из Праги. Фонд начал консультировать зоопарки по вопросам разведения лошадей. Они намеревались искоренить узкородовое кровосмешение благодаря поддержке обмена животными между зоопарками.
Вторая цель Фонда – восстановить популяцию Лошадей Пржевальского в диких условиях. Промежуточная фаза – подготовка к выпуску на свободу. После проживания в зоопарках в течение длительного периода времени, Лошади Пржевальского нуждались в обучении тому, как добывать пищу самостоятельно и жить в естественных сообществах (табунах). На это потребовалось много времени.
В 1981 году Фонд начал скупать лошадей Пржевальского в разных зоопарках, отбирая животных с минимальным количеством общих предков насколько это возможно. Сейчас в фонде около 61 абсолютно здоровой особи. Они живут в пяти так называемых полу-заповедниках, естественных или полу естественных областях, размером от 12 акров и более. Смертность среди жеребят исключительно низкая (6%), и каждый год 92% кобылиц дает потомство. Множество отпрысков из второго и третьего поколений, родившихся в полу-заповедниках Фонда выпущены на свободу уже и больше будет в следующие годы.
В 1986 году Фонд начал сотрудничество с Институтом Эволюционной морфологии и экологии животных московской академии наук. В 1988 году это сотрудничество вылилось в поиск подходящего степного заповедника в СССР и Монголии.
В 1983 году Всемирный фонд защиты дикой природы заинтересовался этой лошадью Пржевальского при посредстве известного ученого-эколога Клаудии Фе. Четыре жеребца были выпущены на свободу в заповеднике в Севеннах, на юге Франции, где условия очень напоминают степи Монголии. Но они не выжили. В 1901 году Всемирный фонд защиты природы приобретает в Севеннах 312 гектар. И в 1993-94 годах 11 лошадей, из них 6 кобыл, были выпущены там на волю. Они выжили.[4]
Была проведена огромная работа, и в 1992 году первые лошади из России и Нидерландов прибыли в Монголию в урочище Хустайн-Нуру. Прекрасная область степей 24 000 акров была обнаружена на этой территории. Её характеризует богатая флора и фауна. В настоящее время в Монголии созданы уже три популяции. Уже подрастают внуки первых выпущенных на волю лошадей. Они, как и их дикие предки, умеют отличать съедобные растения от ядовитых, находить водопои, защищаться от волков и переживать тяжёлые зимы и засухи.
К сожалению, многие области степей уже утеряны для выпаса и воспроизводства из-за жизнедеятельности больших табунов домашнего скота. Только в Монголии несколько относительно ненарушенных районов степей сохранилось, но они тоже на грани истощения. Защита видов животных, находящихся под угрозой исчезновения, таких как Лошадь Пржевальского и биотоп степь Монголии идет параллельно друг другу.
В связи с возрождением лошадей Пржевальского, национального символа Монголии, Хустайн-Нуру будет включена в Национальный парк. Территория постепенно будет закрываться для монгольских пастухов, которые могут выгонять свой домашний скот и на другие территории. В этом случае биоразнообразие степи может быть сохранено. По последним данным, поголовье лошадей в Хустайн-Нуру достигло 147 особей, всего насчитывается 14 табунов.
Страны, владеющие лошадьми Пржевальского, взяли на себя международное обязательство всемерно содействовать умножению поголовья этого животного, имеющего исключительный научный интерес. С 1994 года Даурский заповедник – часть совместного с Монголией и Китаем заповедника; одна из программ – реинтродукция лошади Пржевальского и монгольского кулана.
В начале 90-х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены на территорию Чернобыльской катастрофы. Интродукция лошадей Пржевальского на территорию чернобыльской зоны отчуждения была выполнена в соответствии с «Программой создания свободной популяции», которая была разработана специалистами заповедника Аскания-Нова. Предусматривалось содержание животных в условиях вольеров в созданном на территории зоны отчуждения Центре акклиматизации. После непродолжительного содержания в вольерах планировался выпуск лошадей на свободу.
В мае 1998 года из заповедника «Аскания-Нова» было завезено 22 лошади Пржевальского. Трех самцов было завезено из Лозовского конезавода. По разным причинам восемь лошадей Пржевальского погибло через пять месяцев после завоза в Центр акклиматизации.
Выпуск животных на свободу был осуществлен в 1999 году. Чуть позже, для улучшения демографической ситуации, было завезено в зону отчуждения еще шесть кобыл. Сейчас их там примерно под сотню голов, три табуна. Они абсолютно свободны, их можно смело назвать действительно дикими лошадьми. Никаких генетических отклонений и прочих мутаций зафиксировано не было.
4. Роль международных организаций в охране природы
Авторитетный лидер международного природоохранного движения - Международный союз охраны природы (МСОП), более полувека успешно действующий на поприще охраны природы. Организационно МСОП состоит из своеобразного конгломерата государств-членов (в том числе Россия), государственных, общественных и международных организаций. К концу XX в. МСОП насчитывал около 900 организаций из 150 стран (в том числе 5 российских). Деятельность МСОП осуществляется через комиссии: по редким видам, охраняемым территориям, экологическому образованию, природоохранному законодательству и др. Главные успехи этой международной организации связаны с охраной живой природы. По инициативе МСОП в 1963 году была впервые создана и постоянно обновляется Красная книга о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Этот подход оказался очень эффективным природоохранным инструментом, широко распространенным по всем странам мира. МСОП организует и поддерживает конкретные проекты по охране и восстановлению популяций редких видов.[5]
Конвенция о биологическом разнообразии подписана в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Россия ратифицировала ее в 1995 году. Провозглашая общей задачей человечества сохранение биоразнообразия и устойчивое использование всех биологических ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений, конвенция рекомендует государствам-участникам разрабатывать соответствующие национальные стратегии и принимать необходимые законодательные акты, формировать системы охраняемых территорий, содействовать сохранению экосистем и жизнеспособных популяций, принимать меры по восстановлению редких видов, поощрять экологическое просвещение и научные исследования биоразнообразия. Одна из статей конвенции рекомендует разрабатывать меры по подготовке научных и просветительских кадров для всестороннего изучения, сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, проведение экологических экспертиз экономических проектов с участием природоохранной общественности. Для осуществления конвенции сформированы необходимые международные структуры и фонды, разработаны национальные и межгосударственные программы и планы действий. Реализуется Пан-Европейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, начинается формирование евразийской экологической сети, действует поддержанный Глобальным экологическим фондом проект по сохранению биоразнообразия в России.[6]