Смекни!
smekni.com

Бессознательное и сознательное в человеке 2 (стр. 2 из 3)

Неофрейдизм.

Направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США. Термин "неофрейдизм" возник для обозначения течений, выделившихся к концу 1930-х гг. Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями. Исходным положением неофрейдизма явился так называемый принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим неофрейдизм вообще отказывается от монистической концепции человека, приходит к отрицанию диалектических взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение "социальной идентичности" трактуется как патология. Однако если неофрейдизм "социологизирует" психологию, то сами социальные явления при этом "психологизируются". Неофрейдизм отрицает объективные социальные закономерности, которые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, неофрейдизм заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Неофрейдизм или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами ("социальное бессознательное" Фромма). Показательна для неофрейдизм общая концепция межличностных отношений, которую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций.

Неофрейдизм не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения ("стремление к самореализации"), Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися ещё у Хорни и Салливана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая неофрейдизм в теорию утопического "коммунитарного социализма".

Проблемы психопатологии получили в неофрейдизме наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов общества, Хорни считает движущей силой невроза состояние "основного страха", порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация, или преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при котором он замещается др. симптомами; "наркотизация" страха -- прямая (с помощью алкоголя) или переносная в виде бурной внешней деятельности и т.п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре "великих невроза нашего времени": невроз привязанности -- поиски любви и одобрения любой ценой; невроз власти -- погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, неврозоизоляция, или бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь углубляют, по Хорни, самоотчуждение личности.

Единство человека как индивида и как личности.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек

как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть

не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных

отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.

Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то,

что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо

замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт

общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть,

именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены

люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество

всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это

значит, что человек является одним из факторов, которые определяют

общество.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью

создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С

биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на

земле. В то время как поведение животного полностью определяется

инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением,

чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого

представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то

целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности

субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт

филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних

условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих

условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не

среды, взятой самой по себе. В психологии понятие «индивид» употребляется в

чрезмерно широком значении, приводящем к не различению особенностей

человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое

различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий

«индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического

анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий: слово личность употребляется

нами только по отношению к человеку; притом начиная лишь с некоторого этапа

его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность

новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорит о животном и о

новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях

(возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о

новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего

ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и

великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального

окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует

против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и

социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются

случаи раздвоения личности, и это отнюдь не только фигуральное выражение;

но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида:

раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в

терминах.

Личность. первичным агентом социального взаимодействия и отношений

является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот

вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,

«индивид», «личность».

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих

всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире

такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род,

человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только

ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как специфическая материальная

реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует.

Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей

человечества выражается понятием «индивид».

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный

носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,

потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в