Смекни!
smekni.com

Особенности режиссуры народного праздника (стр. 7 из 7)

Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона в котором будет проходить данное действо и др.


2. Практика освоения особенностей режиссуры народного праздника

2.1 Идейно-тематический анализ сценария народно-обрядового праздника «У нас ныне Семик – Троица» С.К. Борисов

1. 12 июня, в 12.00 в городском парке.

2. Праздник посвящен Святой Троице

3. «У нас ныне Семик – Троица»

4. План проведения:

Пролог: «Троичные хороводы» (Девушки водят хороводы, этим оповещая весь народ о проводах Весны и встрече Лета. Наряжают Девушку-Березку. Просят у Святого духа благословения)

1 эпизод: «Кумление» (Проводится обряд кумления. Девушки водят хороводы и целуются через венки и арки сплетенные из березовых веток)

2 эпизод: «Заигрыши» (В действо вступают парни. Парни заигрывают с девчатами: через игры и хороводы)

3 эпизод: «Изгнание Русалки» или «Русальичи похороны» (Проводится обряд изгнания Русалки – сжигание чучела Русалки)

4 эпизод: «Русальичи поминки» (Проводится традиционный обряд поминок)

Финал: Люди обращаются к Святой Духу о плодородии земли, о благополучном урожае, о здоровье и о мире.

4 Тема: О божественных началах в природе и человеке,

Идея: Начала Божественное и Человеческое едины.

Сверхзадача: Стремление человека через единение с природой и верой в Божественного начала всего сущего на земле.

Конфликт: Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть.

5 Представление создано для смешанной аудитории

6 Почетные гости

7 Активизация осуществлялась двумя способами:

– вербально (через слово, «закликалки»)

– физически (через игру, вовлечение зрительской аудитории в хороводы, песни)

8 Использовались традиционные средства выразительности (слово, музыка, пластика, хореография), специфические средства выразительности (целование через венок, ряженье Девушки-Березки, сжигание чучела Русалки, различные природные шумы), изобразительные средства выразительности (звук).

9 Атмосферу праздника создают фольклорные костюмы, народные песни и музыка, хороводы.

10 Ход: принятые в троицу хороводы и Девушка-Березка.

Прием: Духовный христианский запрос человеку, и ответ на него человека через языческие обрядовые действия. Этот прием продиктован содержательной частью как Семика, так и Троицы, их пересечением и взаимопроникновением.

11 В этом народном действе режиссер использовал последовательный монтаж.

2.2 Замысел сценария народного праздника «Солнышко красно, гори, гори ясно»

1. Посвящен языческому празднику «Масленица»

2. «Солнышко ясно гори, гори ясно»

3. Тема: О единении человек и Солнца, как центр бытия

Идея: «Спасибо Зимушка-Зима, здравствуй Весна-Красна»

Сверхзадача: с шуткой радостью, весельем и благодарностью проводим Зиму и встрече Весны;

Конфликт: Противоборство Зимы и Весны

Сквозноедействие: ожидание тепла и встреча Весны

4. Ход: Состязание

Прием: через активизацию зрителя и вовлечение его в конкурсно-игровую ситуацию.

5. Постановочныйплан:

Пролог: Веселые скоморохи закликают гостей парка на представление

1эпизод: «Приветствие Масленицы» (День первый) Девушки чествуют Масленицу и устанавливают в центре площадки Чучело Масленицы.

2 эпизод: «Заигрыши» (День второй) проводятся Скоморохами состязательные игры

3 эпизод: «Лакомка» Гостям праздника предлагается отведать блинов с чаем

4 эпизод: «Широкая Масленица» (День четвертый) Девушки поют русские народные песни, проводится конкурс «Частушка», «Бой мешками» и т.д.

5 эпизод: «Тещины вечерки» пластическая композиция «Теща про зятя блины пекла…» После чего заводится веселый хоровод.

6 эпизод: «Золовкины посиделки» выступление коллективов художественной самодеятельности

7 эпизод: «Прощенный день» – «Проводы зимы» Сжигание чучела

Финал: Прощание со зрителем и под веселую музыку участники праздничного действа уходят

6. Жанр: Конкурсно-игровая программа

7. Аудитория смешанная

Заключение

Теория и практика сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения.

Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др.

Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступает гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая культура нашей страны – два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

Воспитательная роль народного праздника, прежде всего – в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Наша задача как будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников популяризировать повсеместно народный праздник. Возрождать и сохранять народные традиции нашей страны.


Библиографический список литературы

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160

2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т. 3.

4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5

5. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969

6. Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989. С. 8.

7. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.

8. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. – Орел ОГИИК, 2005

9. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. – Челябинск, 2000

10. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (об обрядах: старых в новых) // Красная новь. 1926. №1. С. 159–160

11. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М., 1975

12. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища. – М., 1961

13. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

14. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975.

15. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995. С. 133

16. Калугина В.И. Фольклор народов России, том 1. – М., 2003

17. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990, С. 208

18. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII– начало XX в – Л., 1984

19. Панкеев И.А. Русские праздники. – М., 1998

20. Пропп В. Я, Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963. С. 12.

21. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.

22. Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985. 1.

23. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978. С. 120–12

24. Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре // Музыкальная фольклористика.