Смекни!
smekni.com

Музей Габдуллы Тукая в г.Казани (стр. 2 из 4)

Справа меньшая половина зала отведена материалам, рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске. В экспозиции внимание привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и «Пушкинский сад в г. Уральске»,выступающие как символы степного города и жизнеутверждающей силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии зародились в колыбели русской вольницы. Интерьер «Казахская юрта», воссозданный на подлинных этнографических материалах, передает национальный колорит степного края.

Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в Уральске, корорый стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде; здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди них на фотографии - первая любовь поэта.

Здесь же представлены фотографии учителей - первых его наставников: М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе вместе с А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца жизни поэта.

В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии, книги поэзии древнего Востока.

Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы, относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот впервые.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с учебой самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г. и журнал «Эльгасрель-джадит» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г. имеется сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик Тукаев выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым ученическим стихотворением поэта.

В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты «Уралец» поэт начал трудовую деятельность. На фото «Здание типографии газеты «Уралец» и «Тукай - наборщик газеты» и др.

Тукай - поэт, рожденный революцией 1905 г. Творчество его началось с переводов. В экспозиции книга - «Собрание сочинений А. Кольцова» 1903 г. издания со стихотворением «Что ты спишь, мужичок?», вольный перевод которого сделан Тукаем. Рядом - газета «Фикер» («Мысль») № 1 за 1906 г. со стихотворением Тукая «Сон мужика». В этом комплексе - уникальный экспонат - договор на издание на паях газеты «Новая жизнь», подписанные Тукаем, К. Мутыги и М. Мусиным.

За короткое время имя Тукая как талантливого поэта стало известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и Казани.

Край родной, не будь в обиде, край любимый, о прости,

Место, где я жил надеждой людям пользу принести!

О прощай, родимый город, город детства моего!

Милый дом во мгле растаял - словно не было его, -

так Тукай прощается с Уральском, городом, где он прожил 12 лет (чуть меньше половины жизни) , где он формировался как поэт и общественный деятель и где проходило становление его как личности.

В последних числах сентября 1907 г. Тукай собирается в дорогу в родной город Казань - «город науки, просвещения и искусства». Впереди его ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследование охранки, смерть и бессмертие.

О Казань, ты - как светильник на

горе горишь в ночи,

Словно свечи - минареты, колокольни,

каланчи!

Ярко светишь ты уездам захолустным

и глухим.

Возвышаясь горделиво путь указываешь им! Г. Тукай

Большую часть этого зала занимают материалы, рассказывающие о жизни и деятельности Тукая в Казани. Очутившись под безмятежно голубым небом Казани, поэт почувствовал, что самые заветные чаяния его сбылись.

В экспозиции фотографии с видами дореволюционной Казани. В основном это фотографии мест, связанных с Тукаем, но в то же время характеризующих Казань, по словам А.И. Герцена, как «место встречи и свидания двух миров... западного и восточного». Белокаменные колонны университета, остроконечные минареты, величавые колокольни соборов, здания городского театра и художественного училища, пестрая толпа на улицах говорят о Казани, как о крупном культурном центре Поволжья.

В витринах документы о культурной жизни города за 1907-1908 гг.: пригласительные билеты на городские концерты и спектакли, в знаменитый казанский цирк Никитиных, объявления о народных гуляниях. Среди них особо нужно отметить материалы, связанные с рождением татарского театра, труппы «Сайяр»: групповой снимок артистов, внутренние правила для артистов, написанные рукой Г. Кариева - руководителя труппы. В витринах - книги, изданные в типографиях Казани. Безусловно, на них он обратил внимание в первую очередь после приезда. Это сборники пьес - «Сватовство» Ш. Жамирова и «Бедная Бибиджан» З. Саедзаде; переводы русских писателей - «Каменный гость» А. Пушкина, «Ашик Кериб» М. Лермонтова, «Ильяс» - Л. Толстого... Рядом - книги соратников Тукая - Ф. Амирхана, Г. Камала, Г. Кулахметова и др., с которыми он будет работать в тесном контакте.

Центральное место в зале занимает условный интерьер «Литературный салон в Казани начала XX в.». Он воссоздан из предметов, сохранившихся в семьях друзей Тукая - Х. Ямашева, Ф. Амирхана. В них запечатлена память об этих людях и о том времени. Тукай был желанным гостем в их семьях. В таких салонах собиралась передовая казанская интеллигенция. Говорили о политике, обсуждались новости городской жизни, спорили о новинках литературы. В салонах ставились и любительские спектакли, звучали новые музыкальные записи. Неслучайно в интерьере установлен граммофон, где проигрывались пластинки. На ломберном столике лежит альбом-футляр с дореволюционными татарскими пластинками, с записью любимых песен поэта «Зилайлук», «Тафтиляу». Особую ценность представляют пластинки с записью стихотворения Тукая «Старометодник» в исполнении А. Кариева и песни в исполнении М. Бабаджан, с которым поэт познакомился на Н.-Новгородской ярмарке в 1909 г.

В интерьере - секретер темного цвета, принадлежавший когда-то семье Ф. Амирхана. В нем книги - условно восстановленная библиотека Тукая.По воспоминаниям современников, у Тукая в Казани была большая библиотека. К сожалению, после смерти поэта библиотека его бесследно исчезла. До нас дошли лишь те книги, которые поэт оставил сестре перед отъездом из города Уральска. К нашему счастью, Тукай в своих статьях, путевых заметках, фельетонах говорил о писателях, с творчеством которых он был хорошо знаком. На основе этих данных была укомплектована условная библиотека поэта. В ней широко представлена русская литература XIX - начала XX вв., книги зарубежных авторов. Среди них - собрание сочинений Дж. Байрона в трех томах, выпущенное в Петербурге в 1902-1905 гг. под редакцией С.А. Венгерова, куда вошли поэма «Шильонский узник» и стихотворение «В альбом». В экспозиции эти книги особо выделены не только потому, что Тукай был первым переводчиком Байрона на татарский язык. В 1911 г. поэма «Шильонский узник» вышла из печати с предисловием и под редакцией Тукая. В витрине - рукопись перевода поэмы на татарский язык, сделанный поэтом С. Сунчалей - современником и близким другом Тукая. На рукописи многочисленные помарки и исправления, свидетельствующие о долгой и кропотливой работе над переводом поэмы и переводчика и редактора. А стихотворение Байрона «В альбом» в переводе Тукая до сих пор вызывает всеобщий интерес.

Окружение поэта в основном представлено в экспозиции многочисленными фотографиями. Крупным планом даны фото, где поэт запечатлен со своими друзьями: Ф. Амирханом и братьями Кулахметовыми, 1908 г., Г. Тукай, поэт С. Рамиев и журалист Ф. Агеев,1908 г., Г. Тукай в редакции газеты «Эль-ислах», 1908 г. Среди «благородных» друзей поэта были известные социал-демократы Казани: Дулат-Али, Хусаин Ямашев. В экспозиции - их портреты, фото дома, где Х. Ямашев встретился с Тукаем; страница с первой публикацией стихотворения Тукая «Светлой памяти Хусаина», где поэт впервые в истории татарской литературы создал образ большевика. Оживляют экспозицию личные вещи Ямашева: чернильный прибор и пепельница, книга «Зачем нужна выставка домашних животных», изданная в Казани в переводе Ямашева.

В окружении поэта были основоположники и актеры татарского театра: Г. Камал, Кудашев-Ашказарский, Г. Кариев, первая профессиональная актриса С. Гиззатуллина-Волжская, которой Тукай посвятил два стихотворения. Представлены и их портреты, личные вещи: дорожная чернильница Кариева, мандолина, принадлежавшая струнному оркестру клуба «Шарык» («Восток»). Известно, что Тукай был первым слушателем оркестра.

В окружении Тукая были и образованные девушки - женщины новой судьбы.среди них сестры Кулахметова Суфия и Шамсекарам. В одной из витрин - предметы этнографии, изготовленные их руками: кружевное покрывало с аппликациями, вышитый золотой канителью и шелковыми нитками тюбетей, женская сумка и др. Среди знакомых поэта были: А. Терегулова, которой Тукай посвятил некоторые свои юмористические стихи; З. Хасани - секретарь журнала «Ан» («Сознание») , которой поэт адресовал последнюю записку из Клячкинской больницы по поводу корректуры своих стихов. В витрине предметы, которыми пользовались работники журнала, в том числе З. Хасани: чернильница, лампа-спиртовка, ручной станок для печатанья листовок - предметы, в которых запечатлен дух времени, память людей из окружения Тукая, дух самого поэта. Известно, что Тукай принимал самое активное участие в организации этого журнала, в определении его идейно-эстетического направления. Даже название журнала было предложено поэтом.