Смекни!
smekni.com

Музей Габдуллы Тукая в г.Казани (стр. 3 из 4)

В экспозицию вошла фотография любимой девушки Тукая - Зайтуны Мавлюдовой.

Нет! Со мной из всех влюбленных

не сравнится ни один.

Я люблю стократ сильнее, чем Фархат

любил Ширин, -

писал о своих чувствах Тукай в стихотворении «Любовь», написанном в Казани в 1908 г. В витрине предметы эпохи: вышитый разноцветным мулинэ футляр для писем и бланки для личных писем, украшенные красочным орнаментом, арабской вязью. Они - как штрихи к интимным чувствам поэта.

Левый угол зала занимает большое фото с видом Казанского кремля, с многоступенчатым спуском к Булаку, с пестрой толпой ярмарки «Ташаяк», с многочисленными барабусами, грузчиками, купцами, духовенством.

В экспозиции воссоздан условный интерьер «Книжная лавка». Известно, что Тукай работал экспедитором в лавке. В оформлении интерьера использованы предметы эпохи: кассовый аппарат, принадлежащий до революции гостинице «Казанское подворье», конторка, керосиновая лампа, счеты и все необходимые для упаковки и отправки книг принадлежности. На полу и на стульях приготовлены для посылки стопки книг. Рядом в одной из витрин лежит газета «Эхбар» («Известия») - орган крупной татарской буржуазии, куда усердно приглашали Тукая на работу, предлагая большую зарплату. Но он отказался, остался верным своему поэтическому кредо, данному еще на заре творчества в 1906 г.

Лишь служение народу признаю за счастье я.

В этом лучшая отрада, сладость жизни для меня.

Эти слова, написанные красными буквами на стекле, служат эпиграфом к раскрытию всего творчества Тукая.

Творчество поэта достигло в Казани наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что в течение пяти лет, проведенных в Казани, произведения поэта вышли отдельным изданием 23 раза. В 1909 г. в течение только одного года было издано 9 сборников. В экспозиции сборники стихов поэта 1908. 1909 годов издания. Они небольшого формата и объема, изданы на дешевой бумаге. Но и эти книги не были доступны всем. Многие стихи поэта народ переписывал от руки. Представлена тетрадь и отдельные листы со стихами Тукая, переписанные от руки. Интересно отметить, что переписаны те стихи, в которых преобладают социальные мотивы.

Большое место отведено раскрытию творчества Тукая как талантливого сатирика. В Казани он сотрудничал в издании сатирических журналов «Ялт-Йолт» («Зарница») и «Яшен» («Молния»), в которых публиковались многие его фельетоны, памфлеты, сатирические стихи. В витрине - подлинные экземпляры этих журналов. Особый интерес вызывает комплекс материалов, связанных с историей создания поэмы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Уникальными экспонатами являются первое издание поэмы 1908 г. и религиозная книга «Кисекбаш» 1903 г. издания, сюжетную канву которой Тукай использовал как пародию для своей поэмы; фотографии прототипов поэмы - известных борцов Карахмета и Заикина, выступающих в то время в Казанском цирке Никитиных. Большую ценность представляют рисунки к поэме, сделанные для прижизненного издания ее. А слева во всю стену в специальной раме даны иллюстрация к поэме худ. Б. Урманче - современника Тукая, очевидца событий, описанных в поэме.

В экспозиции нашла отражение деятельность поэта как публициста и журналиста, его сотрудничество в татарской демократической печати, в еженедельной газете «Эль-ислах», издававшейся с 1907 г. на средства учащихся-шакирдов. Тукай здесь работал бесплатно. В витрине в развернутом виде даны подлинные экземпляры газет «Эль-ислах» и «Кояш» и клише.

Тукай - певец угнетенных и обездоленных. Ему чужда была национальная ограниченность. Везде, где бы он не был, Тукай оставался певцом свободы, равенства. Об этом рассказано в следующем зале.

ЗАЛ № 3

Рекреации

Тукай - певец дружбы народов.

В центре зала на переднем плане установлены как образ дороги поэта рулевое колесо и спасательный круг с дореволюционных пароходов, принадлежавших обществам «Кавказ и Меркурий» и «Самолет». На пароходах этих компаний в 1909, 1911 гг. Тукай совершает поездки в различные города, где состоялись новые встречи и открытия, рождались новые чувства и переживания.

В 1909 г. по настойчивому приглашению фабрикантов Акчуриных Тукай посетил поселок Гуриевка в Симбирской губернии. Скупые материалы рассказывают об этой поездке: это фото дома Акчуриных, в котором около недели жил поэт; как существенная деталь, указывающая на классовую принадлежность хозяев, в экспозиции футляр с надписью «Головной убор княгини Акчуриной».

В августе этого же года Тукай посетил знаменитую ярмарку в Н.-Новгороде. Наблюдал за жизнью и повадками главных воротил ярмарки - татарских купцов, прототипы которых представлены подлинными фотографиями.

В экспозиции дореволюционные фотографии с видами городов Астрахани, Уфы, Петербурга и Троицка, где бывал Тукай в 1911-1912 гг. Среди них известное фото «Тукай - среди интеллигенции города Астрахани» в 1911 г. В витрине фото поэта С. Рамиева, с которым Тукай жил в Астрахани, сборник его стихов 1908 г. издания. Рядом экземпляр азербайджанского сатирического журнала «Мулла Насретдин». Тукай был его постоянным читателем.

14-18 апреля 1912 г. поэт в Уфе. И здесь у Тукая встречи с передовой интеллигенцией города, в частности с М. Гафури. В экспозиции фотокопия с картины худ. Якупова «Г. Тукай и М. Гафури»;фото здания библиотеки «Сабах» («Книга»), на складе которой Тукай жил во время пребывания в Уфе. Рядом - книги, сборники стихов Гафури.

20 апреля Тукай в Петербурге. Крупным планом даны виды Петербурга, связанные с Тукаем. И отдельно - дом, где он останавливался. В витрине -подлинный экземпляр газеты «Нур» («Луч»), в редакции этой газеты побывал Тукай; широкий круг людей, связанных с Петербургом, - хозяев квартиры, где остановился Тукай: Муса Бигиев, его жена Марьям и своячница Гульсум.

Тукай снова в дороге. На этот раз через Уфу в Троицк, в казахские степи. В экспозиции фото: «Группа казахов около юрты». Степь! «Вольная казахская земля» полюбилась ему с детства. С образом степи и степного ветра он был знаком уже в Кырлае по народным песням, по стихам древнетатарских поэтов. Известно, что поэт, когда жил в Уральске, в летнее время любил выезжать в степь, бывать в казахских юртах, где слушал песни под аккомпанемент домбры и записывал их в особую тетрадь (к сожалению, эти записи не сохранились). Степи он посвящал свои лучшие стихи. Степь вдохновляла Тукая, придавала ему новые силы. Здесь он завершил работу над первой частью путевых заметок. Начал готовить к изданию сборник стихов «Пища духовная». Музей располагает подлинным экземпляром этой книги, вышедшей 30 декабря 1912 г. в издательстве «Магариф» («Просвещение»). На титульном листе надпись: «Последний поэтический сборник», имеется в виду то, что в сборнике собраны последние стихи поэта. Но эти слова стали вещими. Сборник действительно стал последней книгой поэта.

В завершающей теме зала проходят материалы, связанные с последними днями поэта, с подготовкой к изданию его сборника избранных произведений и переводов его стихов на русский язык. Свой сборник избранных произведений Тукай начал готовить в деревне Училе зимой 1912 г. Работал над ним и в Клячкинской больнице до последней минуты своей жизни. В начале 1913 г. им был подписан и договор на его издание, но вышел сборник в 1914 г., когда поэта не было в живых. Рядом с ней как веское доказательство общественно-политической значимости всего творчества Тукая документ царской цензуры о запрете стихов поэта.

В экспозиции фото здания Клячкинской больницы Казани на бывшей Вознесенской улице (ныне Островского). Она считалась не самой дорогой больницей в городе. В этой больнице с 26 февраля по 2 апреля лечился и умер Тукай. В витрине на белой салфетке лежит стетоскоп того времени и фото лечащего врача Тукая, знаменитого в последствии терапевта Лурье. Обращает внимание последняя фотография поэта на больничной койке за 28 часов до кончины: на нас смотрит совершенно спокойное, осунувшееся лицо поэта. На нем ни малейшего сожаления, что он так рано, в 27 лет, уходит из жизни. Рядом с последней фотографией первые некрологи, в которых утверждается бессмертие поэта. Они шли в течение года отовсюду, из различных уголков страны, из-за рубежа.

О многогранной деятельности Тукая не только как большого поэта, но как просветителя, педагога и фольклориста рассказано в следующем зале.

ЗАЛ № 4

Тукай и народное творчество.

Тукай - просветитель и педагог.

При входе в зал посетителя встречает известный портрет Тукая 1912 г. Он дан крупным планом. В глазах поэта «гнев и печаль» за судьбу родного народа, за будущее детей. Портрет занимает в зале центральное место, четко разделяя его на две части.

Справа - материалы, рассказывающие об отношении Тукая к народному творчеству. В экспозиции фотографии народных певцов и сказителей - современников поэта, образцы народных инструментов, сборники татарских народных песен, выпущенных в типографиях Казани нач. XX в. В зале звучит музыка, которую сочинил народ на слова Тукая «Родной язык», «Разбитая надежда», «Тафтиляу» в исполнении современных певцов.

Творчество народа привлекало внимание не только одного Тукая. В витрине - так называемая «Тетрадь шакирда» с записью народных песен, пословиц и поговорок; рядом - фото современника Тукая, ученого-фольклориста Х. Бадиги, который по совету поэта начал собирать и изучать татарский фольклор.

Тукай много сделал для пропаганды татарского фольклора. В экспозиции фотография здания «Восточного клуба», где он 15 апреля 1909 г. выступил с лекцией «Народная литература». Ее текст потом был издан отдельной книгой и он также представлен в витрине. Интерес вызывает групповое фото музыкантов первого струнного оркестра клуба «Восток».

Тукай хорошо знал, с уважением относился к фольклору других народов. Например, в Уральске собирал казахские песни, а потом делал попытку сравнительного анализа их с татарскими. О был знаком и с произведениями русского фольклора. В экспозиции уникальные экспонаты: книга - первое издание сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок», выпущенное в литографии И.Н. Харитонова в 1909 г. в переводе Тукая, и подлинные оттиски рисунков худ. Кускова, подготовленные для этого издания. Особую ценность представляют подлинные рисунки к сказкам «Шурале» и «Коза и баран», сделанные неизвестным художником для прижизненных изданий сказок Тукая. Рисунки сохранились у потомков издателя Галимзяна Шарафа. Эмоционально оживляющим фоном для сказок служат фотографии, где изображена природа Заказанья: дремучий лес. По народному поверью именно в таком лесу обитал Шурале; пруд, где жила Водяная. Рядом скульптура Шурале, работы художников М. Адылова и Г. Богородского (дерево,металл).