Смекни!
smekni.com

Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения (стр. 11 из 13)

Еще одна пряжка -- пластинчатая пряжка пояса с прорезями и отверстиями для крепления из Коконовского поселения, изготовленная из двойной пластины, полученной при разделке рога лося. По омисанию А.П. Бордовского, на выгнутой стороне изделия нанесена гравировка. Голова лося детально изображена в профильной манере, более сзематичное туловище развернуто в фас. На плече лося располагался перевернутый вниз "Э"-образный знак. Слева от лося -- быстро бегущее животное, видимо -- собака.

Левее лося изображено еще одно животное. Оно показано в быстром беге или прыжке, о чем свидетельствует параллельность расположения его туловища относительно тела лося, а также вытянутые ноги и высоко поднятый длинный хвост. Скорее всего, это изображение собаки".

"Э"-образный значок, помещенный на плече лося, по утверждению Л.Н. Коряковой, близок к одной из разновидностей знаков орнаментации саргатской керамики. Правда, здесь он часто встречается в перевернутом виде, составляя иногда основу схематичной человеческой фигуры, известной на примере рисунков сосудов из Саргатского могильника. Также этот знак встречался на гранях костяных наконечников стрел.

В Рафайловском могильнике Н.П. Матвеевой найдена каменная плита, стилизованная в виде головы барана и шлифованный прямоугольный обломок другой такой же плиты. Судя по расположению, находка предшествует погребальному комплексу и связана с хозяйственной постройкой жилища 9.

В могильнике Старые Карачи-3 в женском погребении было найдено приспособление вроде заколки для волос -- "костяная накладка и две костяные трубочки. Обе трубочки были выполнены из полой трубчатой кости. Большая трубочка имела диаметр 3,27 см и высоту 4,3 см, меньшая - диаметр 2,15 см и высоту 3,5 см. Внешняя и внутренняя сторона трубочек хорошо залощена, видимо, от долгого употребления.

Сохранившаяся часть накладки имела длину 4,2 см и ширину 3,5 см. Она имела бортик шириной 8мм, на котором сохранились три отверстия, видимо, служившие для ее прикрепления к чему-либо. На накладке был изображен лежащий конь, выполненный в скифо-сибирском зверином стиле. Интерес к этой находке подчеркивается тем, что изделия из кости и бронзы, выполненные в таком стиле, на территории Барабы встречаются достаточно редко"[61].

Если продолжать разговор о произведениях искусства из саргатских могильников, то нельзя забыть о двух золотые пластинах "со сценой борьбы драконов с тиграми, золотой бляхи с изображением хищника кошачьей породы, серебряной пряжки со стилизованными изображениями крылатых существ, напоминающих кошачьих хищников. Кроме того, в комплексе интересна золотая гривна, оригинальная золотая серьга, пронизки. которые были использованы в отделке шапочки, и две литые золотые пряжки на обуви"[62] из Сидоровки.

Таким образом, отдельные находки обнаруживают влияние на саргатцев скифо-сибирской идеологии, отражающееся прежде всего в образах животных. Следует особенно отметить, что проявляется именно скифо-сибирский канон изображения отдельных животных. Вместе с тем, большинство, если не все вещи, перечисленные выше, изготовлены не самими саргатцами.

Вообще изучение отдельных находок по большей части связано с поиском аналогий им в других культурах. Категории же инвентаря позволяют произвести более обобщенный анализ. В любом случае на основе анализа отдельных находок и категорий инвентаря можно выделить основные направления, по которым импортные предметы попадали к носителям саргатской культуры, а стало быть, основные направления внешних связей саргатцев. Публикации на эту тему постоянно появляются в литературе, но фундаментальных работ пока нет.

Другая грань исследования отдельных предметов, относящихся к саргатской культуре -- это исследование а) их назначения; б) семантики изображений, если такие есть, в том случае, если вещь использовалась по назначению.


Заключение

Саргатское общество отличалось большим количеством контактов с соседями, причем контакты эти были как торговыми, так и военными. В итоге мы можем наблюдать на археологическом материале большое количество заимствований из тех или иных культур. Может сложиться впечатление, что саргатская культура представляла собой всего лишь компиляцию достижений своих соседей. Действительно, крайне сложно выделить чисто саргатские элементы в погребальном обряде и домостроительстве. Притом в погребальном обряде чисто саргатские черты гораздо лучше просматриваются на материалах погребений простых воинов и общинников.

Комплекс материалов погребений и поселений позволяет нам рассмотреть уровень социального и экономического развития общества и его мировоззренческие принципы настолько, насколько это вообще возможно на археологическом материале. На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что материалы могильников и поселений могут дать намного больше сведений о саргатской культуре, нежели их использует большинство исследователей. Наиболее сложно для исследования через археологические источники мировоззрение населения саргатской культуры, так как основные проявления его были нестатичны и отражаются на археологическом материале разве что в погребальном обряде и отдельных находках. Хотя, как указывалось в основных главах работы, можно постараться выделить некоторые черты мировоззрения на основе раскопок поселений.

По мнению автора работы, материалы поселений могут использоваться в качестве источника по социальной структуре общества (размер жилищ, расположение их в центре или на периферии поселения, возможность или невозможность выделения "кварталов" по специализации или социальному положению семей), дифференциация городищ по уровню укрепленности. На экономическое развитие общества указывает, в частности, дифференциация поселений по уровню жизни, по количеству жителей, если будет возможно ее провести. Источником информации для всех трех направлений (социальное и экономическое развитие, мировоззрение) будет являться инвентарь, притом как погребений, так и поселений. При попытке реконструкции мировоззрения саргатцев не менее значимым, чем наличие инвентаря, будет его положение в поселении или кургане.

Материалы погребений саргатцев также могут использоваться в качестве источника по всем трем поставленным вопросам. Наиболее используемой группой при исследованиях, безусловно, останется инвентарь -- его количество, импортные это изделия либо произведены самими саргатцами. Как уже указывалось выше, для установления некоторых принципов мировоззрения населения саргатской культур чрезвычайно важным будет расположение инвентаря в могильнике.

Также в этом плане информативны и все выделенные нами элементы могильников. Как указывалось многими авторами, внутримогильные сооружения могут представлять собой "застывшую картину мира" саргатцев.

Экономическое развитие саргатского общества рациональнее рассматривать все же через инвентарь. Сразу можно заметить большое количество импорта и разницу в наличии инвентаря в погребениях, что, несомненно, было отражением прижизненного социального положения погребенного. Это отражало и место, отводившееся умершему в кургане.

Вообще тема погребений как источника по трем указанным вопросам достаточно разработана в литературе, в отличие от поселений.

Много материала может дать сопоставление материалов могильников и поселений. Это сопоставление уже позволило исследователям выявить сходство погребальных камер саргатцев с их жилищами. Думается, что некоторые предположения позволит сделать сравнение расположения погребений и поселений.

Логическим продолжением данной работы может быть применение продекларированных в конце каждой главы задач на практике. Но задач этих слишком много и они широко разбросаны, в связи с чем постараемся сузить перспективы исследования. Количество материала в принципе позволяет начать заниматься реконструкцией некоторых мировоззренческих принципов саргатского населения. Также некоторые аспекты этого вопроса до определенной степени изучены в литературе.

Предлагаемая схема исследования мировоззрения саргатцев в основном на материалах могильников:

I. Социально-политический аспект:

a) внешняя обстановка в Барабе по материалам могильников (пол, возраст и причина смерти на каждом конкретном этапе существования саргатской культуры;

b) образ жизни саргатцев по материалам могильников и погребений (инвентарь жилищ и могил, расположение и планировка поселений и могильников, болезни, отразившиеся на костяках);

c) причины парных захоронений (пол и возраст погребенных в них, затраты труда и времени, необходимые для постройки одного кургана, датировка парных захоронений и обстановка в то время Прииртышьи);

социально-этнический аспект на материалах могильников (антропологические типы погребенных и связь их с определенными наборами инвентаря и вариациями погребального обряда; погребенные с искусственно деформированными черепами; могилы, не содержащие инвентаря).

II. Уровень технического и интеллектуального развития саргатцев:

a) способности к планированию ряда действий, наличие или отсутствие метрическог системы (планировка поселений, жилищ, могильников) -- возможны совместные исследования с психологами;

b) анализ отдельных вещей и категори инвентаря (импортные или произведенные саргатцами, уровень сложности изготовления пердмета, заимствованный или изобретенный (усовершенсовованный) саргатцами).

III. Саргатская обрядность:

a) вариации погребального обряда (наличие и конструкция шатровых сооружений, следы культа огня в погребальном обряде, возможность кремации);