Смекни!
smekni.com

Сергий Радонежский (стр. 2 из 3)

Конечно, не все было ровно и гладко. Не случайно, что и Сергий был вынужден обходить вечерним дозором свою братию, дабы не бездельничали, не случайно, что однажды он чуть ли не насовсем покинул свою обитель из-за наступивших там раздоров и непослушания. Не просто дается людям духовная высота, нравственное обуздание, неизбежно за подъемом следуют падения. А люди приходили, смотрели глазами и сердцами на жизнь в монастыре, на Сергия и на братию его... А тут все было "худостно, все нищенски, все сиротински", там и там по всей ограде обители торчали свежесрубленные пни и не убранные еще ветки, "в деревянной церквице коптили лучины, сам же игумен ходил в сермяжной заплатанной рясе то с топором в руках, то с лопатой; случалось, что тут по целым дням нечего было поесть. Но главное, что усматривали сердца людские, это сама здоровая обстановка обители. Люди видели, что все дружны, не злословят один в адрес другого, нет праздноболтающихся, все работают с молитвой и молятся после работы - это была атмосфера труда, молитвы и любви. Это было перед глазами, эту жизнь можно было потрогать, что называется, своими руками; здесь не было той казенщины, что царила в иных церковных обителях, позолоты, пышности, звона, и люди понимали, что именно здесь, в смиренных трудах и скромности сиротинской и живет истинный дух Христа; сам Христос становился им ближе и понятнее; видя перед глазами пример живой жизни во Христе, люди и свою жизнь старались перестроить по примеру виденного."

Конечно, не так много и приходило людей к Сергию. Но надо не забывать, что десятки и сотни монастырей с общинножитным уставом были построены самим Сергием, его учениками и учениками его учеников. А потом, не случайно же Христос говорил о закваске - много ли ее надо, чтобы вызвать в тесте живительное брожение. Каждый побывавший у Сергия, возвращался к себе домой уже обновленным, он другими глазами смотрел на мир; для него Сергий был свидетельством присутствия Бога Живого на Земле Русской, свидетельством того, что Господь с Пречистой Богоматерью не оставили в беде Землю Русскую. Так незаметными касаниями, без долгих нравоучений и призывов перестраивалось нравственное сознание людей 14-го столетия. Ведь целых полвека жил и творил Сергий, и целых полвека шли к нему люди - сотни и тысячи их перебывало здесь. Некоторые селились поблизости от Обители, чтобы постоянно видеть живой пример Сергия и монахов. И Сергий, и его ученики постоянно уходили "в народ" строить новые обители духа, и там, в новых местах, вокруг вновь собирались люди и укреплялись Сергиевой духовностью. Современным людям с их "засушенным" сознанием очень трудно представить себе те живые движения народной души, которые происходили от соприкосновения с великим Духом Сергия Радонежского - Воплощением Бога Живого. Как справедливо отмечал Ключевский, "примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна... Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч".

Сергий неразрывен от его общины. Личность Сергия нашла полное и яркое выражение в его общине. Его жизненные правила, основанные на заповедях Христа, и стали основой жизни Обители. Дисциплина была сурова. Уже говорилось, что после вечерни не разрешалось братии общаться друг с другом - необходимо было пребывать в уединении, в богомыслии и молитве, либо заниматься рукоделием, дабы леность не овладела телом.

Братство Сергия было основано на труде. Он и сам подавал всем пример. Преподобный даже запретил ходить и просить подаяние; все должны были жить своим трудом или за счет добровольных, но ни в коем случае не выпрошенных подаяний. Мало того, он посылал своих братьев помогать селившимся поблизости крестьянам по хозяйству, и это обстоятельство приносило громадную воспитательную пользу.

До Сергия все монастыри жили по так называемому особножитию. Так богатые монахи жили припеваючи, могли даже иметь слуг, а бедные пробавлялись нищенскими подаяниями. Все это вносило страшный нравственный разлад в атмосферу монастырей и самой Сергиевой Обители. Необходимо было ликвидировать такое неравенство, и Сергий решается на подлинную революцию в церковном деле Руси - введение общинножития, или общежития, когда монахи не владеют никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они приходят в монастырь, идет в так называемый общий котел или общемонастырскую собственность.

Это решение Сергия вызвало бурю протеста. Самые строптивые даже покинули Обитель, но через некоторое время сами монахи убедились, что так лучше: в атмосфере Обители что-то неуловимо изменилось в лучшую сторону. Так Сергий возродил дух истинно первохристианских общин, когда все были равны. Первым тут дозволялось быть в ревности Служения, в самоотвержении. И Сергий подавал всем собратьям пример в этом. Свое духовное старшинство он отрабатывал сполна: и был одет в самую плохую одежду, и работал больше всех.

Существовали и свои правила приема в Обитель. Долгое время число иноков держалось двенадцати, случайные люди отсеивались сразу. Но когда у Обители появились средства, то число братии стало быстро возрастать. И потому Сергий ввел особые правила приема. Приходящий сначала ходил в мирской одежде, присматривался к порядкам Обители, исполнял различные черные работы. И только потом, по усмотрению Сергия, он облекался в монашеские одежды и должен был в течение трех лет нести испытание или послушание под руководством избранного или назначенного старца, и только лишь потом мог вполне осознанно принести обет.

Как отмечала Елена Ивановна Рерих, Сергий "строго наблюдал за исполнением правил общежития как со стороны старших, так и со стороны младших иноков. От старших он требовал быть милостивыми и негневливыми, младшей же братии заповедовал исполнять в точности предписанные правила и требования старших. Иерархическое начало в полной мере проводилось в его Обители, но нигде не указано на насилие над индивидуальностью ученика." Обитель Сергия была Общиной сотрудников, когда каждый трудился не для себя, но для общего блага.

Устроил Сергий при Обители и странноприимный дом. Он всегда с благодарностью помнил того чудного странника-старца, после встречи с которым многое самым волшебным образом переменилось в жизни юного Сергия. Сергий устроил странноприимный дом и учил своих монахов почитать и помогать странникам-богоискателям. Сергий твердо знал, что рука дающего не оскудеет. И в самом деле, слухи о чудной Обители все шире расходились по Земле Русской, приходили новые люди и приносили новые средства. Все избытки монастырские шли на подаяние и питание просящим.

Перестроенные на новых принципах монастыри - общины Сергия и его учеников "явились истинными рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали земледелие, строительство, насаждали ремесла и на культуре духа закладывали основу государственности" (Н.Яровская, "Знамя Преподобного Сергия Радонежского"). С этих духовных Обителей и началось строительство новой Святой Руси. И Сергий Радонежский явился первым духовным общинником Земли Русской.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА

(уникальная рукописная книга XVI века)

Жизнь и деятельность преподобного Сергия Радонежского связана с Москвой. Он основал не только знаменитый Троице-Сергиев монастырь. но показал себя пастырем многих монастырей и отцом их настоятелей. так как через учеников своих устроены были многие подмосковные и московские обители, такие как Симоновская. Саввино-Сторожевская. Спасо-Андрониковская и многие другие. Все эти монастыри стали крупнейшими духовными и культурными центрами Московской Руси. К памяти преподобного Сергия Радонежского всегда относились особо и трепетно. Ученик преподобного Епифаний Премудрый через 20 лет после преставления святого написал Житие и Похвальное слово. Некоторое время спустя текст был дополнен Пахомием Сербом. Вариант Жития был составлен императрицей Екатериной II. Но особое внимание обращает на себя книга, содержащая Житие Сергия Радонежского, созданная в годы правления царя Федора Иоанновича. сына Ивана Грозного. В 1592 году отмечали 200-летие преставления преподобного Сергия. К этой дате по заказу царя в царских книгописных мастерских на великолепной французской бумаге с использованием золота и красок и было создано лицевое (иллюстрированное) «Житие преподобного Сергия Радонежского»