Смекни!
smekni.com

Сергий Радонежский (стр. 1 из 3)

Чудотворец преславный и заступник пречудный,

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом в благородной и благочестивой семье. Родителей его Кирилл и Мария были знатного боярского рода. Родившегося сына назвали они Варфоломеем. Младенец удивлял всех тем, что соблюдал пост. По средам и пятницам он отказывался от молока матери, а также и в другие дни,. Когда мать употребляла в пищу мясо. В семилетнем возрасте Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром отдали обучаться грамоте. Учение давалось Варфоломею с большим трудом. Мальчик молись Богу "о дарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву ко Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное. В Житии Преподобного, написанном Епифанием Премудрым, читаем: “... по усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей; что и сбылось”. Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте. И был послан ему Богом ангел в облике старца, через благословение которого и постиг отрок премудрую науку. Ростов в то время еще не был подвластен москвичам. Именно в Ростове произошлипервые чудесные знамения, предвосхитившие судьбу будущего светильника веры Христовой. Здесь отрок Варфоломей встретил таинственного старца, по молитвам которого наладилась у мальчика учеба, и который указал его матери иноческую судьбу ее сына. После очередного татарского набега, наведенного на Ростовские земли князем Иваном Калитой, обескровленный Ростов стал легкой добычей московской экспансии. Устанавливаемый повсеместно Москвой оккупационный грабительский режим привел к обнищанию Ростова и его жителей. В этих условиях родители Варфоломея были вынуждены искать службу у московского князя. Кириллу определили место службы город Радонеж, на полпути от Ростова к Москве. И около 1328 года семья переезжает в этот город. В Хотьковском Покровском монастыре, недалеко от Радонежа,. Кирилл и Мария приняли схиму незадолго перед смертью. Там же принял остриг овдовевший брат Стефан. С этого момента Варфоломей, передав дела младшему брату, решает удалиться в пустынь. В качестве спутника он выбрал старшего брата Стефана

После смерти родителей Варфоломей и Стефан удалились за двенадцать верст от Радонежа в лес, где поставили келию, а затем небольшую церковь во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы.( Началом духовного пути Преподобного стало Божие знамение - указание пути святого, когда, еще до рождения, будучи в утробе матери, он трижды прокричал во время Божественной литургии. Означало это, что суждено ему служить Пресвятой Троице.) Стефан не выдержал трудностей пустынножительства и перешел в Московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял монашеский постриг 7 октября 1337 года с именем Сергий и положил начало новому пустынножительству во славу Живоначальной Троицы. В это время преподобный представляет собой особый вид духовной практики. Он и пустынник, и мирянин одновременно. Пройдет еще год, после чего захожий игумен Митрофан преподаст ему новое имя и ангельский образ. Это произойдет в день св. Сергия и Вакха, и с именем Сергий вчерашний отшельник Варфоломей прославится по всему православному миру. Тяжелый труд, молитвы, бдение и пост составляют жизнь Сергия. Преодолевая искушения совершенствуясь в духовной жизни, святой Сергий со временем стал известен другим инокам, которые стремились к нему за советом и руководством. В течении трех лет Сергий пребывал один. Но в 1342 г. к Сергию приходят первые ученики. Сперва это были искатели спасения из близ лежащих мест. Первые пятнадцать лет их было двенадцать. Видимо в это время набирает силу и получает известность Троицкая обитель. В это время, по настоянию братии, Сергий принимает игуменство. В 1357 г. к братии присоединяются люди с самых разных уголков Руси. Духовный авторитет Сергия стремительно растет. Он находится в братских отношениях с митрополитами и князьями, основывает монастыри и усмиряет, с благословения святителя Алексия, княжью распрю в Нижнем Новгороде. Не удивительно, что именно к Сергию обращается вел. кн. Дмитрий за благословением на Куликовскую битву, - таков был обычай. Иноки с большим трудом уговорили преподобного принять игуменство над монастырем. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил святого Сергия во иеромонаха и возвел в сан игумена. Константинопольский патриарх Филофей, благословляя преподобного на дальнейшие подвиги,. Прислал ему крест, параман и схиму.

Вообще Житие рисует Сергия физически сильным, выносливым, мощным человеком. Его трудолюбие и работоспособность, его терпение и надежда на помощь Божию - вот залог того, что Преподобный смог выжить в тяжелейших условиях лесной пустыни. Его пример был настолько поразительным для учеников, что многие из них, с благословения Духоносного старца, отправились на поиски пустынных мест, где основывали монастыри, ставшие знаменитыми или угасшими в таежных далях. Вот некоторый из них: Троице-Сергиева Лавра (1337), Спасо-Прилуцкий монастырь (1350), Суздальский Спасов монастырь (1358), Борисоглебский монастырь (1360), московский Спасо-Андроников монастырь (1360), Свято-Никольский Песношский монастырь (1361), Симонов монастырь в Москве(1370), Зачатия Пресвятой Богородицы Серпуховской монастырь (1374), Дубенский Успенский монастырь (1380) и другие обители. Основателями оных были преподобные Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Никифор Боровский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский, Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Авраамий Чухломской, Стефан Махрищский, Иаков Железноборский, Савва Сторожевский, Феодор и Павел Борисоглебские, Роман Киржачский, и др. Если бы Сергий был явлением лишь московского уровня, наврятли его духовные чада переступили границы московских владык. И хотя Московия усилиями Калиты и Дмитрия Донского простерла свои владения от Серпухова до Устюга, ученики прп. Сергия бросили ростки православной веры и в Новгородских пределах, и в Суздальских и Рязанских. Во дни княжения Дмитрия Донского, Тверь находилась в состоянии войны с Москвой. Но даже в этих условиях у нас появилась отрасль св. Сергия. Это прп. Ксенофонт Тутанский, имя которого запечатлено в лаврских синодиках, но почти неизвестно современному тверскому богомольцу. Был в Твери и сам прп. Сергий. Здесь, вместе с братией он пережидал страшное нашествие Тохтамыша в 1382 году.

Жизнь прп. Сергия была наполнена дарами Св. Духа, обильно изливавшимися на старца. Здесь необходимо отметить, что прп. Сергий положил начало повсеместному пустынножительству на Руси. До этого большая часть монастырей были либо городскими, либо пригородными. Усилиями прп. Сергия наша Родина стала подобна новой Фиваиде, трудами угодника Божия и его духовных чад началась монашеская колонизация необъятных диких просторов севера. То была самая мирная и бескровная из колонизаций известных человечеству. Семена прп. Сергия легли и на голые камни Валаама, и на пустынные берега Соловков. Не случайно прп. Сергий назван Игуменом Земли Русской.

Жизнь святого сопровождалась чудесами и чудотворениями. Однажды во время литургии ему сослужил Ангел Господень. Был он удостоен чудесного явления Богородицы. Произошло это глубокой ночью: прп. Сергий вышел в сени своей кельи - и его облистал Неземной Свет. В Нем святой увидел явившуюся во славе Пресвятую Деву с апостолами Петром и Иоанном. Преподобный благоговейно склонился перед ними. Богоматерь обратилась к нему со словами утешения, сказав, что молитва его услышана и он стал Ее избранником, а его обитель Она берет навсегда под Свое покровительство. Все это узрел и услышал один преподобный.
Когда в 1422 году были обретены святые мощи прп. Сергия (память 18/5 июля) и их поместили в белокаменном соборе, над ними была утверждена первая икона с изображением чудесного явления. Впоследствии в Сергиевом монастыре было создано множество подобных икон. Наиболее прославлена из них икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиева монастыря Евстафием Головкиным. Она выполнена на доске от деревянной раки прп. Сергия, которая была разобрана в связи с переложением его мощей в серебряную раку. Во время военных походов ее неоднократно брали с собой в путь русские войска.
Память явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию отмечается 6 сентября/24 августа. К нему приводили для исцеления немощных и больных. В 1380 году преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на предстоящую битву с татарами на Куликовом поле и дал ему в помощь двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвята). Надо отметить, что Преподобный не был политическим приспособленцем. Он благословлял русское воинство, идущее на Куликово поле, но он любил и митрополита Киприана, которому не благоволил тот же Дмитрий Донской.

ОБЩИНА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Время подвига Сергия Радонежского - это тяжкая пора монголо-татарского ига; это время духовного разлада и разгрома нравственных сил. В задачи Сергия и двух других выдающихся подвижников Земли Русской - Стефания Пермского и митрополита Алексия - входило духовное пробуждение русского народа, как основы собираемой русской государственности. Это была незаметная работа, рассчитанная на десятилетия и даже столетия. Сергию уже при жизни посчастливилось увидеть частичные плоды своего труда: духовная возрожденная Русь выставила славные боевые полки на поле Куликово и победила своего страшного врага в открытом бою!

С малых лет для Сергия духовным идеалом была Личность Христа, Его Живая Этика, Его личный пример. Именно, "делай как Я!" - заповедал Христос, и Сергий шел по жизни, не отступая от этого животворящего принципа.

Жизнеописатель, сам живший в братстве Сергия, описывает нам, как это братство воспитывалось. Ведь Сергию, прежде чем стать водителем душ людских, пришлось три года провести в лесной дикой пустыне в одиночестве, укрепиться, проверить себя, доказать свое право на водительство, к которому он сам никогда не стремился. И на первых порах он даже растерялся, когда на магнит его сердца вдруг потекли со всех сторон люди, и ему пришлось принимать их и обустраивать. Сергий, правил личным примером, тем более, что иначе он и не мог, так как многие из приходивших годились ему не то что в отцы, но даже и в деды. Помня, что Христос мыл рыбакам ноги, Сергий став игуменом, был для своей общины поваром, дровосеком, мельником, портным, плотником, каким угодно тружеником и, по выражению биографа, служил ей как раб купленный. Бездельничающим его никто не видел. И он внимательно наблюдал за каждым приходящим, помогая восходить по ступеням духовного служения. Он давал каждому дело по силам. Ночью он нередко дозором обходил келии и проверял, делом ли заняты послушники, и легким стуком в дверь напоминал празднословившим, что надо обратиться к делам. А утром "тихой и кроткой речью" вызывал у виновников чувство раскаяния. Как отмечал историк В.Ключевский, "наставник вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства. По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаической иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукой мастера в гармоническое выразительное изображение".